Гамлет
Харьковского художника Гамлета Зиньковского нельзя назвать новичком – на улице он работает с 2007 года, в выставочном пространстве – чуть меньше. Его ироничные, а иногда очень пронзительные работы действуют на зрителя как акупунктура – точно и безжалостно. Последние лет пять наблюдать за его развитием неизменно интересно. Отметить его среди молодых художников стоит еще и потому, что Гамлет – это художник, которого всегда мало.
Сам Зиньковский говорит, что разделяет выставочную активность (как он ее называет, «домашнюю работу») и то, что он делает в городском пространстве. Работа на улице для него всегда на первом месте. В последние годы ироничный стрит-арт Зиньковского, всегда нашпигованный смыслами, все чаще остросоциальный – Гамлет чутко реагирует на вызовы, с которым украинское общество столкнулось в последние годы.
В 2014 году, с началом оккупации Крыма и событий на Донбассе, художник понял, что максимально полезен будет, работая на улице. Так появилась новая серия стрит-арта. Период с 2014 по 2016 был очень продуктивным для Гамлета. Он много работал, как на улице, так и в рамках арт-проектов, и за время заметно повзрослел. Его высказывания стали резче и точнее, сегодня он успешно «говорит» с разными аудиториями (его узнают даже харьковские бабушки).
Сейчас совместно с фондом Сергея Жадана Зиньковский планирует объехать небольшие города на Востоке Украины. Там он проведет творческие встречи, покажет свои работы и расскажет о том, что собирается рисовать на улицах этих городов. «- У меня уже есть опыт работы в Чернобыле и Мариуполе, – говорит Гамлет Зиньковский. – Я был поражен тем, насколько люди там не привыкли к тому, что кто-то делает что-то хорошее просто так. Мой главный месседж молодому поколению: «Хочешь что-то менять – не жди: бери и делай».
Мария Куликовская
За плечами художницы и акционистки Марии Куликовской – большое количество выставочных проектов, участие в шорт-листе PinchukArtPrize в 2013 году, и активная работа за рубежом. В своих проектах Куликовская поднимает вопросы прав женщин, ЛГБТ, гражданских свобод и всех видов дискриминации. Именно об этом ее проект «Цветы демократии» – серия перформансов в публичных пространствах с использованием отформованных гипсовых вагин.
Многие работы Куликовской посвящены исследованию телесности и границ и возможностей собственного тела и собственной личности вообще. Художница не боится сложных материалов. За последние несколько лет она работала с гипсом, эпоксидной смолой, мылом, солью, сахаром, землей и другими хрупкими и тяжелыми в работе материалами.
Как крымчанка (Куликовская родом из Керчи) художница крайне болезненно пережила оккупацию Крыма. В знак протеста с 2014-го по 2016-й она провела ряд художественных акций. Пожалуй, самой резонансной была ее акция 1 июля 2014 года во время «Манифесты», когда Куликовская легла на ступеньках Эрмитажа, накрывшись украинским флагом. В мае 2015 художница стирала российский флаг в Москва-реке, а в 2016-ом провела акцию «Плот Крым», прожив 3 дня на надувном плоту без еды и воды.
Сегодня она работает над проектом Momento mori, в рамках которого сделает 7 скульптур из эпоксидной смолы. Куликовская называет этот проект продолжением своих многолетних экспериментов, направленных на познание своего тела, противостояния сексизму и субьективации женщины через перформанс и формовку скульптур с себя.
На апрель Куликовская готовит персональную выставку в Port Creative Hub, где представит новые скульптуры из серии "Складки времени/ Складки памяти". Художница обещает, что выставка будет «не стерильной» и достаточно шокирующей для зрителя: «Это будет исследование, манифест, крик, стык порно и эротики, тяжёлого труда, жизни и смерти, всего, через что мне проходится походить каждый раз, чтоб создать новые скульптуры», - говорит Куликовская.
«Открытая группа»
Группа художников с Западной Украины в составе Павла Ковача, Юрия Билея, Антона Варги и Станислава Турины работает вместе с 2012 года (в группу также входили Евгений Самборский и Олег Перковский, но оба покинули ее в разное время). Рождение группы было своего рода экспериментом – все началось с того, что Билей и Самборский оказались вместе на резиденции Gaude Polonia, и организовали свою первую совместную выставку.
В основном «Открытая группа» работает с инсталляциями или перформансами.
Одной из тем, которой занимается группа, является тема исследования художественного пространства и возможности существования галереи отдельно от художника. В частности, у художников есть программный проект «Открытая галерея», в рамках которого они организовывают «временные» передвижные галереи.
Настоящий прорыв «Открытая группа» совершила в 2015-ом, когда приняла участие в национальном павильоне на Венецианской биеннале с проектом «Синоним к слову «ждать», а также получила главную премию PinchukArtPrize.
Для проекта «Исключительно для внутреннего пользования», созданного для выставки в PinchulArtCentre, участники группы совершили путешествие из Львова в Киев, исследуя то, как незнакомые люди переживают опыт сосуществования в одном пространстве.
Кроме того, «Открытая группа» совместно с независимыми кураторами Лизаветой Герман и Марией Ланько реализует бессрочный проект «Открытый архив», который является инструментом исследования художественных практик.
Евгений Самборский
Бывший участник «Открытой группы», ныне работающий самостоятельно, Евгений Самборский также развивается достаточно активно. В активе Самборского за последние три года – участие в серии резиденций и выставок в разных странах мира, а также сотрудничество с известным концептуальным художником Павлом Альтхамером.
По словам Самборского, его уже много лет интересует вопрос взаимодействия, сотрудничества разных групп людей. Периодически он вступает в коллаборации, либо организует проекты, построенные на взаимодействии с другими людьми.
Так, в прошлом году, во время резиденции «Извините, номеров нет» в Ужгороде, Самборский отправился в район Радванка, где живут ромы, и куда опасаются ходить даже местные. Художник называет это место «ромским гетто»: «Они живут рядом с местными, и в то же время отдельно, – говорит Евгений Самборский. – Я понял, что не надо ничего выдумывать, и просто пригласил этих людей на пленер, чтобы они нарисовали место, где живут. Мне интересно искать, как все мы можем сосуществовать, жить, сделать что-то вместе».
В разное время Самборский делал проекты, построенные по этому принципу, и с пациентами психоневрологического диспансера в Ивано-Франковске, и в детском центре социально-психологической реабилитации. По словам художника, ему интересно познавать и взаимодействовать с людьми, чье мышление и оптика отличаются от массового. «Мне интересно вовлекать людей, которые каким-то образом отличаются от остальных, а также представителей маргинальных групп. В силу их индивидуальных особенностей у них другой взгляд», – говорит художник. Самборский уверен, что подобные проекты – это одновременно и диалог между двумя мирами, и терапия для самих участников.
На днях стало известно, что Самборский победил в конкурсе Open Call 2017, организованном киевской галереей Dymchuk Gallery. В начале апреля в галерее откроется его персональная выставка, которая также будет касаться важной для Самборского темы сотрудничества с другими людьми.
Kinder Album
Львовская художница, работающая под псевдонимом Kinder Album – достаточно закрытый персонаж. Работает под псевдонимом, о своих работах говорит мало и неохотно. «Я всегда даю возможность людям, которые разбираются в искусстве, рассказывать о темах, которые меня занимают. Сама же хочу максимально уходить от текстов. Моими высказываниями являются мои работы, каждый может прочитать их по-своему и в этом богатстве смыслов и состоит превосходство визуальных образов над текстом», – говорит она.
Медиумы, в которых работает художница – стрит-арт, графика, инсталляции, а в последнее время к этому добавились эксперименты с фото и видео. В своих работах Kinder Album исследует сексуальность, телесность, границы личного и публичного. Она не боится эпатировать, провоцировать и выталкивать зрителя из зоны комфорта. Ее работы как в выставочных пространствах, так и в Facebook, куда Kinder Album их выкладывает, часто вызывают бурную реакцию аудитории.
Как и другие участники этого списка, Екатерина Ермолаева и «Открытая группа», Kinder Album – финалистка шорт-листа PinchukArtPrize-2015. Но ее участие в шорт-листе громкой премии – событие действительно знаковое, подтверждающее, что «полуподпольное» искусство может запросто переместиться с маргинеса на самые крупные выставочные площадки страны. Для выставки номинантов художница сделала комнату-инсталляцию с большой кроватью, ванной, авторскими иллюстрациями на стенах и камерой на штативе, на которую все желающие могли сделать снимки. Таким образом автор предложила публике выразить грани своей интимности.
По словам художницы, графика продолжает оставаться ее основным ежедневным занятием, но она также планирует уделить больше внимания живописи, фотографии и видео. А с окончанием зимы – и стрит-арту. «Мне также хочется продолжать делать проекты с активным участием зрителей», – говорит Kinder Album.
7 марта в Port Creative Hub художница представит персональную выставку, куда войдет новая серия графики, а также видео и инсталляция.
Екатерина Ермолаева
Художница из Донецка Екатерина Ермолаева (она же стрит-арт художник Михалыч) перебралась в Киев после начала событий на Донбассе. В прошлом году она пережила серьезный творческий кризис, который заставил ее честно задать себе вопрос: «Кто я?», и пересмотреть вектор своей работы.
В результате Ермолаева кардинально поменяла направление своих проектов, и сегодня работает на стыке постановочного фото, инсталляции и перформанса, развивая проект «Интротурист». «Интротурист» – это история о четырех персонажах, которые проводят в гостинице одну ночь, принося с собой свои тайны, без какого-либо страха порицания.
В рамках этого проекта Катя исследует (и раздвигает) границы собственной идентичности, примеряя на себя разные образы – мужские и женские, утрированные и яркие, маргинальные и утонченные. Таким образом, на вопрос о самоидентификации Ермолаева отвечает через проживание отдельных историй и характеров. По словам художницы, отчасти этот проект – попытка нащупать себя, ведь ключевой интерес Ермолаевой как художника это интерес к человеку, и в этом проекте она фокусируется на отдельном персонаже и его переживаниях.
В качестве ключевой площадки для презентации образов художница использует Facebook, и говорит, что таким образом ломает собственные стереотипы через выход из зоны комфорта. «В какой-то момент ты понимаешь, что «в столе» у тебя вещи намного интереснее, чем твои унылые фото в Facebook, – говорит Екатерина Ермолаева. – И я начала выкладывать то, чего всегда боялась. Я начала себя нащупывать, когда начала публиковать подобные фото».
По словам Ермолаевой, этот проект стал для нее профессиональным перерождением. Она говорит, что в работе над ним двигалась наощупь, поскольку находилась на новой для себя территории. Ермолаева планирует работать с темой персонажности и перевоплощениями и дальше. «С «Интротуристом» я наконец затронула то, что мне действительно интересно и что меня волнует».
Результаты экспериментов художницы можно будет увидеть на ее персональной выставке, которая откроется 22 февраля в Closer.
Давид Чичкан
Художник Давид Чичкан вырос в известной киевской художественной семье, но его художественная практика разительно отличается от того, что делает в искусстве его отец Илья Чикан. Чичкан-младший исповедует анархистские взгляды, и не отделяет свое искусство от собственных политических убеждений.
По словам художника, ключевая зона его интереса – это историография, в частности, история анархизма на территории Восточной Европы. Его волнует, что «общество отдает свои мандаты правым популистам и лидерским партиям, отчуждая себя от самоорганизации в принятии решений». Чичкан сетует на низкий уровень образования и политической культуры общества и говорит, что в условиях новой реальности «весь мир катится к Реакции».
Именно этим темам посвящена прошлогодняя персональная выставка автора «Во время войны» в Днепре, а также новая – «Утраченная возможность», открывшаяся в Центре визуальной культуры в начале февраля. Под утраченной возможностью Чичкан подразумевает не какие-то конкретные шансы, а скорее момент – время Майдана, когда общество аккумулировалось ради общей цели.
7 февраля выставка Чичкана в ЦВК подверглась погрому со стороны ультра-правых сил. Культурная общественность солидаризовалась, чтобы поддержать коллектив ЦВК и выразить протест против любых актов агрессии по отношению к художественному высказыванию (несогласие с позицией художника нормально, насилие – несомненно, нет). Сам художник говорит, что подавлен этими событиями. Если отрешиться от недопустимости физического насилия, то погром выставки можно считать очень показательным кейсом о том, что мы переживаем как общество.
Пережившая нападение выставка Чичкана в ЦВК продлится до 26 февраля.
Также художник в данный момент работает над иллюстрациями к изданию административного кодекса Украины, который готовит к выпуску издательство «Основы».
Вера Ганжа
Художница и графический дизайнер Вера Ганжа занимается художественной практикой не так давно, но ее работы отличает пристальный взгляд и исследовательский подход. Художница не гонится за количеством выставок, и, по ее собственному признанию, «говорит, только когда есть что сказать». Летом 2016 года Ганжа показала свою работу на итоговой «Настоящей выставке» курса по современному искусству в KAMA (кураторы Ольга Балашова и Мария Ланько), где ее работа резко выделялась на фоне остальных.
Одной из ключевых зон своего интереса Вера Ганжа называет локальный контекст – окружающую среду, с которой она соприкасается, и за которой наблюдает. А наблюдатель Ганжа очень внимательный. «Я всегда думаю о том, что вокруг: от района до среды, – говорит она. – Я очень ограничена локальным контекстом. Мне интереснее наблюдать за тем, что физически рядом со мной, чем искусственно выдумывать какие-то работы».
В ноябре прошлого года в пространстве «Чайной фабрики» в Одессе состоялась персональная выставка Ганжи «People you may know», посвященная теме семейного фотоархива. По словам художницы, она намерена продолжить работать с этой темой и сейчас планирует еще одну выставку в Виннице, где также будут фигурировать изображения из семейного архива.
Чаще всего работы Веры Ганжи – либо личные истории (как в случае с семейным архивом), либо наблюдения из окружающей средой, пропущенные через ее персональную оптику (как в серии фото пустых рекламных баннеров).
Еще одно направление работы художницы – цифровые коллажи, сочетающие в себе технику рукотворного, бумажного коллажа и цифровые техники, «живущие» только онлайн. «Это что-то декоративно-прикладное, просто новое, существующее в цифровую эру», – описывает Вера Ганжа.