ГлавнаяКультура
Спецтема
Фестивальные дневники

Молодость где-то рядом

После провального по всем статьям прошлогоднего фестиваля, 43-й киевской «Молодости» удалось реабилироваться в глазах киноманов, собрав интересную конкурсную и внеконкурсную программу. LB.ua предлагает обзор победителей киносмотра, а также основных участников конкурсных программ — как украинских, так и иностранных.

Украинцы на 43-й «Молодости»

Кадр из фильма Такие красивые люди
Фото: molodist.com
Кадр из фильма Такие красивые люди

«Я чотири роки…» - с трудом сдерживая рыдания, попытался представить свой полнометражный дебют «Такие красивые люди» кинорежиссёр Дмитрий Моисеев. Кого-то из зрителей столь эмоциональная презентация растрогала, кого-то задела за живое. Но даже те, кого она оставила совершенно равнодушным, с искренним любопытством пришли посмотреть новый украинский фильм.

Впервые за много лет подобное событие на «Молодости» прошло без привычной великопафосной ноты: ни тебе блистательных речей представителей фестиваля, ни переаншлага с участием приглашённых звёзд и политиков. Перед фильмом лишь коротко и по существу выступила глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова. С тем, что выход на экран любого «родного» полного метра – безусловное событие для нашей кинематографии – трудно не согласиться. По словам Копыловой, в этом году было завершено беспрецедентное для независимой Украины количество полнометражных фильмов – 15. «Осталось только надеяться, что количество обязательно превратится в качество», - отметила она.

Впрочем, было бы странно, если бы столь тихому и практически камерному фильму как «Такие красивые люди» устроили оглушительную премьеру. Его героям - за тридцать, они обитают на берегу моря, вдали от цивилизации, ловят рыбу, устраивают милые театральные представления, живут себе тихо и счастливо. Плохо лишь то, что одна из отшельниц совершенно в этой жизни одинока. Поэтому живущая по соседству замужняя подруга делает всё возможное, чтобы познакомить приятельницу хоть с каким-то мужчиной. Но она отдает предпочтение не «таинственному незнакомцу», а инфантильному писателю-неудачнику.

Чувствовалось, что режиссёр постарался вложить в фильм всю свою душу. Можно было догадываться, через какие унижения и трудности пришлось ему пройти за четыре года, чтобы завершить картину. И было несказанно жаль, что она не удалась. Режиссёру то ли не хватило жизненного опыта, чтобы прописать характеры персонажей, то ли таланта. А ведь для того, чтобы в главные герои вывести инфантильного мужчину средних лет и сделать это кино универсальным и близким для интернационального зрителя, нужно обладать недюжинным талантом – калибра Аки Каурисмяки или хотя бы призёра последнего Берлинале, румына Калина Пэтера Нетцера, чей блестящий фильм «Поза ребёнка» был также показан на нынешней «Молодости».

Дмитрий Моисеев на презентации своего фильма
Фото: Катя Куницкая
Дмитрий Моисеев на презентации своего фильма

Впрочем, прорыва не совершила ни одна из украинских картин, участвовавших в основном фестивальном конкурсе. Отрадно, что главное международное жюри не совершило привычного реверанса в сторону особо ничем не выдающихся отечественных работ. Лишь экуменическое жюри отметило своим дипломом короткометражку «Поминки» Ирины Цилык.

Неровным и достаточно слабым оказался и сам национальный конкурс «Молодости». На некоторых картинах зрители не выдерживали и выходили из зала. С трудом сдерживали пытку украинским кино и члены национального жюри во главе с председателем Национального союза кинематографистов Сергеем Трымбачем. Последний даже сделал замечание отборочной комиссии фестиваля со сцены «Киевской Руси» на церемонии закрытия за то, что некоторые фильмы были «негодного качества» и попросил в следующий раз более ответственнее отнестись к своей работе.

По словам Сергея Трымбача, лучшими картинами национального конкурса оказались документальные работы. Не случайно документальной ленте Юрия Речинского «Хворісукалюди», хоть и показанной вне конкурса, уделили особое внимание. В фестивальном каталоге даже цитировались слова выдающегося документалиста Михаэля Главоггера, который вроде как сказал Речинскому: «Люди возненавидят тебя за этот фильм. Люто».

Не знаю, что именно имел в виду Главоггер, но эта картина вызвала, пожалуй, самую полярную и даже ожесточённую реакцию у зрителей. Снимая бездомных, режиссёр не столько привлёк внимание к проблеме подобного параллельного мира вокруг каждого из нас, сколько доказал: снимать и провоцировать он умеет. Однако в отличие от австрийского гуманиста Ульриха Зайдля - гостя нынешней «Молодости», также вскрывающего самые гнойные язвы современного общества, у Речинского вышло кино негуманное как по отношению к своим персонажам, так и к зрителю.

Триумф короткого метра

Кадр из фильма "Человеческая масса"
Фото: molodist.com
Кадр из фильма "Человеческая масса"

Прошлогодняя «Молодость», напомню, была провальной вдвойне. Помимо слабейшей и унылейшей конкурсной программы организаторы фестиваля умудрились поставить во главе главного международного жюри почти никому не известного персонажа, которому самое место на каком-нибудь маргинальном слёте под названием «Глубокая старость».

К чести организаторов, «Молодости» удалось реабилитироваться, и, несмотря на большие финансовые трудности, собрать интересную и разнообразную конкурсную программу. А решение главного жюри во главе с бельгийским кинорежиссёром и продюсером Марион Гензель присудить гран-при студенческой работе стало для всех настоящим сюрпризом и практически не вызвало никаких споров.

Во-первых, конкурсная программа студенческих фильмов в этот раз была действительно сильной. А во-вторых, гран-при совершенно заслуженно получила блестящая картина – «Человеческая масса» британца Габриэля Гоше.

У этого жёсткого 17-минутного фильма было то, чего так не доставало многим украинским работам – иронии. В центре сюжета – преступление без покаяния. Герой ленты – 55-летний безработный, на 3 минуты опоздавший на собеседование в центр трудоустройства. В соответствии с должностными инструкциями, сотрудница центра обязана оштрафовать нерадивого посетителя.

До последнего смысл её претензий никак не доходил: он стоял на своём и упорно талдычил о том, что хочет получить компенсацию за транспортные расходы, ну а работа, похоже, не интересовала его вовсе. Спасение от непонимающей чиновницы пришло с неожиданной стороны: другой «обиженный» посетитель ворвался в помещение и жестоко, на глазах у всех, расправился с дамой. Наш герой доволен: по крайней мере, штраф за безответственное поведение ему уже не грозит.

Приз за лучший студенческий фильм конкурса получила драма «Мать» выпускника Гдыньской киношколы Лукаша Остальского (Польша). Снятая в лучших традициях польского кино, она повествует о взаимоотношениях матери - железной леди и известного политика с избалованным инфантильным сынком, погрязшем в распутстве и вседозволенности. После того, как в наркотическом угаре её чадо насмерть забило свою очередную подружку, мать поначалу пытается замести следы преступления и спасти родную кровинушку от неизбежного наказания. Когда же ей на глаза попадается видеозапись хладнокровного убийства, она отказывается становиться соучастником преступления и сдаёт сына в руки полиции.

Кадр из фильма "Масляная лампа"
Фото: molodist.com
Кадр из фильма "Масляная лампа"

Темы детства, молодости, наиболее острые проблемы молодёжи, живущих на разных континентах, в этот раз на фестивале затрагивали многие конкурсные фильмы. В их числе – «Весенние солнца» Стефана Иванчича (Сербия), «Солнышко» Барбары Отт (Германия), «128-ая крыса» Якуба Пончека (Польша) и многие другие. Простую и вместе с тем очень яркую форму для рассказа об интернет-зависимости молодых людей представили канадцы Волтер Вудман и Патрик Седерберг в «Ноа». Всё действие картины целиком разворачивается на экране монитора. «За художественный минимализм в раскрытии драмы виртуального общения», - специальный диплом с такой формулировкой присудили фильму члены международного жюри.

Помимо «Ноа» в конкурсе короткометражных дебютов заметных картин было немного. В их числе польский «Свисток» Гжегожа Заричного, герой которого - футбольный рефери низшей лиги, живущий в небольшом городке под Краковом. Картине также досталась специальная награда жюри «за тонкое и поэтическое изображение повседневной жизни».

Следует упомянуть и документальную работу Томаса Гэйли «Американский мечтатель» (Франция), повествующую о последствиях теракта 11 сентября, какими их видит главный герой, житель Флориды, и вся американская нация.

Снятая одним планом лаконичная «Масляная лампа» Гу Вэя (Франция) о передвижной фотостудии заслуженно получила приз, как лучший фильм конкурса короткометражных дебютов. Герои картины – молодой странствующий фотограф и тибетские кочевники, фотографирующиеся на память на фоне плакатов со всевозможными экзотическими панорамами. В выборе декораций неожиданно начинал проступать характер персонажей. Когда же фотограф свернул свою работу, взору зрителей предстал неописуемой красоты ландшафт горного Тибета, вероятно, чересчур обыденный для местных жителей, чтобы делать снимки на его фоне.

Наибольшим разочарованием короткометражной программы я назвал бы единственный российский фильм в главном конкурсе «Молодости» - «Дудук» Елизаветы Королёвой. История инфантильной молодой москвички, желающей спасти любимого кота своей матери была до того банальной и притянутой за уши, что осталось неясно, как столь низкопробную работу вообще отобрали в конкурс.

Экзотические территории, простые истории

Кадр из фильма "Голубая пташка"
Фото: molodist.com
Кадр из фильма "Голубая пташка"

Персонажи полнометражных конкурсных картин разительно отличались от героев уже упомянутого украинского фильма «Такие красивые люди» - своей противоречивостью, крепким внутренним стержнем, непохожестью на других, стремлением во что бы то ни стало добиться своей цели. Многие истории могли бы быть понятны и близки каждому из нас.

Героиня австрийской «Божьей росы», четырнадцатилетняя Ясмин, мечтает воссоединиться с отсидевшей свой срок матерью. Во время короткого уик-энда им поначалу удаётся найти общий язык, однако тут же в их отношениях возникает непреодолимая трещина.

По словам режиссёра Катарины Мюкшайн, сценарий фильма частично основан на реальной истории. «Несколько лет назад в Австрии всех поразила история одной женщины, которая убила двух своих любовников и зарыла их трупы в собственном доме, - рассказала она. - Во время следствия выяснилось, что преступница беременна, и в обществе возникла серьёзная дискуссия на тему – а что будет с её ребёнком, когда мать через 15 лет выйдет из тюрьмы? Каким он вырастет, кем станет?»

Одним из фаворитов полнометражного конкурса стала американская картина «Голубая пташка» Лэндса Эдмандса (США) – история о том, как нелепая случайность может не только привести к настоящей трагедии, но и помочь как близким, так и едва знакомым людям найти между собой общий язык, обратить внимание друг на друга. Снятая в лучших традициях американского независимого кино с Эми Мортон и Джоном Слэттери в главных ролях «Голубая пташка» у меня вызвала даже зависть к американским зрителям, которые имеют возможность смотреть такое «тихое» непопкорновое кино не только на кинофестивалях, но и на обычных киносеансах в ближайших кинотеатрах.

История сильной девушки, которая точно знает, чего она хочет от жизни, показана в дебюте канадки, известной активистки ЛГБТ и феминистического движения, Клои Робишо - «Сара предпочитает бегать». В прошлом году Робишо прославилась своей блестящей и уморительно смешной короткометражкой «Вожак стаи». Героиня новой ленты, Сара, вопреки воле родителей поступает в квебекский университет на отделение лёгкой атлетики. Однако во время учёбы ей придётся столкнуться с массой вполне обыденных проблем.

Традиции экзотических для нас территорий стали основой главного конфликта в фильме «Перед снегопадом» Гишама Замана (Норвегия – ФРГ - Курдистан). Иракский подросток бросается на поиски сбежавшей из-под венца старшей сестры, чтобы спасти честь своей семьи. Во время долгой дороги на север Европы герой встречает свою первую любовь и открывает для себя западный образ жизни. Однако традиции своего народа не отпускают его и в более цивилизованном и вроде бы не скованном средневековыми предрассудками обществе.

Обладатель премии за лучший актёрский ансамбль программы «Особый взгляд» последнего Каннского кинофестиваля, реалистичное и трагическое роуд-муви «Золотая клетка» Диего Кемада-Диеса (Мексика – Испания) неожиданно оказался близок традициям британского социального кинореализма. Возможно, это объясняется тем, что Кемада-Диес в своё время работал в операторской группе Кена Лоуча. Фильм показывает историю четырёх подростков-мигрантов, пытающихся нелегально перебраться из Гватемалы в Америку. Один из героев развернётся на полпути, другого (девочку, переодетую в мальчика из соображений безопасности) продали, судя по всему, в сексуальное рабство во время переезда по Мексике, третьего уже на американской границе пристрелит патрульный. И лишь один достанется до финишной черты, в американский рай обетованный, где его никто не ждёт и где ему приходится в полном оцепенении убирать отходы на мясобойне в окружении таких же, никому не нужных гастарбайтеров из Латинской Америки.

Кадр из фильма Илоило
Фото: molodist.com
Кадр из фильма Илоило

Снятый в Новой Зеландии «Вес слонов» Дэниэла Джозефа Боргмана представил очередную, но ничем не примечательную историю из жизни местных подростков. А «Хозяева» Эзекиль Радуски и Агустино Тоскано (Аргентина) вообще оказался таким себе фильмом-обманкой, в котором решительно ничего не происходит. Его персонажи – хозяева богатого загородного поместья и прислуга, которая в отсутствие своих работодателей живёт в своё удовольствие в роскошных комнатах виллы, пьянствует и смотрит кино по телевизору. «Оказывается, это фильм про киноманов», - шутили во время просмотра зрители «Молодости».

Самой, пожалуй, неординарной картиной главного конкурса фестиваля стала тонкая французская комедия «Мальчики, Гийом, к столу!» Гийома Гальена, которая оказалась автобиографической. Однако лучшей в полнометражном конкурсе жюри назвало уже увенчанную многими наградами сингапурскую ленту «Ило-Ило» Энтони Чена. Самого Энтони можно назвать завсегдатаем «Молодости»: его студенческий и короткометражный фильмы в 2005 и 2007 годах уже принимали участие в главном конкурсе фестиваля и не оставались незамеченными. В «Ило-Ило» показана история взаимоотношений сингапурской семьи с филиппинской горничной Терезой на фоне экономического кризиса 1997 года.

«Во многом фильм основан на моём личном опыте. В детстве у меня тоже была филиппинская няня, которую звали Тереза, - рассказал Энтони Чен. – 1997 год я выбрал неслучайно. Во-первых, это время моего детства, а во-вторых, тот период оставил серьёзный след в жизни многих моих соотечественников. Это сейчас Сингапур является одной из самых развитых стран мира. А тогда многие были на грани отчаяния, мой отец потерял работу. Однако тогда, как и сейчас, в сингапурских семьях, даже самых небогатых, было нормой нанимать горничную из более бедных соседних стран – Филиппин или Индонезии. В тех же Филиппинах из 19 миллионов населения 10 млн. работают за пределами своей страны. Дипломированные биологи или врачи нанимаются гувернантками и получают больше, чем могли бы заработать на родине».

Провалы и достижения

Фото: Катя Куницкая

Отсутствие прославленных звёзд и скромные масштабы проведения киносмотра сполна компенсировались отличной внеконкурсной программой и важными для нашей культуры особыми событиями «Молодости». Среди них – приезд, пожалуй, самого значительного режиссёра из Хорватии Лордана Зафрановича и показ его шедевра «Оккупация в 26 эпизодах». Этот фильм, снятый в 1978 году, стал не только одной из самых значительных картин бывшей СФРЮ, но и, по мнению некоторых критиков, лучшим фильмом о Второй мировой войне.

Снятый, в казалось бы, безмятежной барокковой стилистике, он представляет собой анатомию безумия и ненависти на фоне сказочного Дубровника и повествует о преступлениях, совершённых хорватскими усташами после оккупации Дубровника немецкими национал-социалистами, на смену которым пришли итальянские фашисты. При этом самыми жестокими и беспощадными головорезами оказываются не пришлые оккупанты, а свои же соотечественники – соседи по улице, коллеги по работе, родственники и, казалось бы, самые верные друзья.

Другим важным событием фестиваля стал показ нового фильма Кшиштофа Краузе и Йоанны Кос-Краузе «Папуша» о судьбе знаменитой рома Папуши, пережившей Вторую мировую войну, принудительно переселённой в коммунистическую Польшу и ставшей первой представительницей своего народа, записавшей и издавшей свои стихотворения на родном языке. «Этот фильм – совершенно новое слово в жанре байопик», - так отзывались о картине американские критики. К сожалению, единственный сеанс «Папуши» на «Молодости» прошёл в маленьком зале «Синематека» и собрал лишь несколько десятков зрителей.

Отсутствие полноценной рекламы сказалось на многих показах фестиваля. В полупустых залах прошли некоторые фильмы программы нового российского кино, не вызвали особого ажиотажа премьеры новых картин Аку Лоухимиеса (Финляндия) и Марион Гензель (Бельгия) с участием самих режиссёров.

Весьма странно, в лучших традициях УССР, прошла и церемония открытия нынешней «Молодости». Сцену национального дворца «Украина» «украшал» хор Полтавского национального педагогического университета «Калина». После того как фестиваль несколько лет подряд открывала «ДахаБраха», это стало явным откатом назад. Организаторы попытались связать участие «Калинки» с показом во время фестиваля картины швейцарца Фредерика Гонсета «Волшебная палочка» об этом самом полтавском хоре, но это не спасло от атмосферы всеобщего замешательства.

Тем не менее, фестиваль оставил после себя очень тёплые впечатления. Многие его изюминки с лихвой перекрывали некоторые погрешности. Блестящая программа графических галлюцинаций и видеоарта «Синергия», разнообразная и яркая программа параллельного конкурса ЛГБТ-фильмов «Солнечный зайчик», первая полная ретроспектива знаменитого австрийского режиссёра Ульриха Зайдля, показ киноклассики ХХ столетия, панорамы современного скандинавского, франко- и немецкоязычного кино, «Фестиваль фестивалей»: в этом пёстром разнообразии каждый мог найти что-то своё. Только за это ему можно простить многое.

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter