43-я «Молодость» в этот раз только подтвердила тот факт, что мероприятие, считающееся закрытым и студенческим, перерастает в помпезный модный фестиваль. Для меня «Молодость» началась с пресс-показа нового фильма Ким Ки Дука «Мебиус», которая и начала тотальную тему «краха цивилизации» и подростковых проблем как в локальном, так и в более глобальном масштабе, хотя не скрою, были и исключения. Сравнительно с 42-ой «Молодостью» в этом году представили довольно неоднозначный полнометражный конкурс. Порадовало студенческое кино, которое предлагает кинематографу качественный продукт, и даже получило главный Гран-при фестиваля. Что же касается национального конкурса, нельзя не согласиться с главой жюри Сергеем Трымбачем: документальное украинское кино на порядок выше игрового.
Во время фестивальных показов этого года публика видела разное: и молодежные мелодрамы, и роуд-стори, которые оставляют желать лучшего, и качественный арт-хаус, и многое другое. Мы предлагаем свой топ-5 лучших фильмов 43-ей «Молодости», такой себе список «must see»-фильмов, за которыми не грех поохотиться, если их не удалось посмотреть на кинофестивале.
В этом году приз зрительских симпатий получила картина «Мальчики, Гийом, к столу!» актера и режиссера Гийома Гальена. Это экранизация известной во Франции пьесы, в которой Гийом Гальен долгое время играл главную роль на парижских подмостках.
Лента французского режиссера рассказывает нам о попытке Гийома доказать обществу свою гетеросексуальность в семье, которая считает его гомосексуальным. «Мальчики и Гийом, за стол!» — автобиографичная пьеса автора в стиле Альмодовара, который рассказывает в ней о своих детских годах.
Настолько легкая, откровенная и в то же время смешная и остроумная картина Гийома Гальена, демонстрирует украинскому зрителю новый подход к теме ЛГБТ-сообществ. Картина является чудесным и своеобразным примером театра одного актера, представляя вниманию украинского зрителя и международного жюри несколько камерную подачу вопросов самоидентификации человека в обществе и проблем взросления.
Картина получилась довольно живой, а прямота и откровенность, с которой режиссер подходит к подаче щекотливой темы подкупают. Особенно порадовало трогательное окончание фильма. Мастерство Гальена как режиссера и актера превращают картину в изысканную и довольно неплохую французскую комедию, с присущей ей колоритностью и шармом.
Одним из наиболее неоднозначных фильмов «Молодости» в этом году можно считать работу новозеландского режиссера Дэниэла Джозефа Боргмана «Вес слонов». Режиссер предлагает микс жанров, повествуя свою историю, то в форме драмы о жизни и воспитании, то просматривается моменты детективного триллера.
Это фильм о маленьком мальчике Эдриане, который живет с бабушкой и своим «особенным» дядей, так как родители от него отказались. Большей частью мальчик погружен в свои фантазии, что не особенно способствует его социальной адаптации. Однажды по телевизору сообщают о пропаже троих детей, и буквально одновременно по соседству с семьей Эдриана поселяется новое семейство. Мальчик заводит дружбу со своей новой соседкой, 10-летней Николь, немного пугающей девочкой, которая переживает угасающее существование своей мамы. И в какой-то момент Эдриану начинает казаться, что его новые друзья и есть похищенные дети.
Режиссер предлагает загадочную и довольно странную зарисовку на тему «сколько весят детские проблемы?». Картина о детском восприятии заставляет зрителя думать и интерпретировать традиционно открытый финал. А разве не именно этого как раз и ждет искушенный зритель?
Если бы конкурсная программа предполагала наличие награды за самое мрачное и леденящее душу исследование человеческой сущности, победитель был бы очевиден – «Торе танцует» немецкого режиссера Катрин Геббе.
Картина рассказывает историю юного Торе, который относит себя к христианской общине панк-движения «Фрики Иисуса», противостоящей официальной церкви, но следующей наставлениям Иисуса о любви. Как-то Торе удивительным образом чинит автомобиль и знакомится с водителем Бенно. Постепенно Торе становится членом его семьи. Не в состоянии смириться с человеческой сущностью, Бенно подвергает парня различным изуверствам — как эмоциональным, так и физическим. Но Торе все равно «танцует».
Настолько черной и беспросветной картины 43-я «Молодость» еще не представляла зрителю за все дни. Фильм настолько полон отвращения к изображенному краху человеческой природы, что погружает в состояние дикого оцепенения.
Даже наиболее скандальные картины кинофестиваля «Мебиус» и «Боргман» остаются лишь легким воплощением идеи. Садизм, который параноидальная психика Торе воспринимает как испытание свыше, воспринимается зрителем как всепоглощающий ужас. И к середине фильма ты и сам начинаешь задаваться вопросом «насколько хватит этого парня, неужели возможно быть таким?».
43-я «Молодость» начавшись тройной кастрацией в «Мебиусе» Ким Ки Дука, ею же и заканчивается в немецком «Торе танцует». Тенденция к темам человеческого падения и краха начинает настораживать, поэтому наряду с подобными картинами другие кажутся легким авторским кино.
Именно так и воспринимаются и молодежная мелодрама «Сара предпочитает бег», и зарисовка на тему «отцы и дети» «Божья роса», и даже качественный арт-хаус «Синяя птица».
Одной из наиболее качественных в этом году является Скандинавская программа. Ставшая визитной карточкой фестиваля, программа предлагает мелодраматическую картину шведки Лизы Лангсет и восходящей звезды Голливуда Алисии Викандер «Отель».
Это история о Эрике, которая после тяжелых родов впадает в депрессию и обращается к групповой психотерапии. Разношерстная группа, в которую она попадает, решает жить в отелях, каждый из которых начинает их жизнь с чистого листа.
Режиссерско-актерский тандем представляет «Отель» как безумно честный и сентиментальный фильм с присущей по законам жанра проникновенностью. Главным достоинством картины можно считать то, что она не претендует выдавить из зрителя как можно больше слез и сочувствия, а как раз наоборот - предлагает подумать.
Надрыв эмоциональных и моральных сил, а также преодоление собственных страхов, в интерпретации Лизы Лангсет нашел отражение в безумно «чистой» картине «Отель». Хороший и красивый фильм, наличие которого в программе фестиваля — наряду с фильмами, выворачивающими зрительскую изнанку, - действительно радует.
И конечно же, студенческая программа. Очевидным лидером для зрителей, но не для жюри, является картина мексиканца Алехандро Иглесиаса Мендисабаля «Притча об обескровленной девочке».
Это сюрреалистическая зарисовка о нежелании 15-летней Хиселлы взрослеть. Она собралась было произнести речь на вечере, организованном в ее честь, как из ее рта начинает расти дерево. Картина была частью программы Cinefondacion в Каннах. Фильм получился на удивление сбалансированным и профессиональным, о чем красноречиво говорят драматургия, большое количество персонажей и интересная трактовка проблемы телесности.
43-я «Молодость» закончилась, определив ряд тенденций как в тематическом, так и в жанровом плане.
Развивая темы социальной адаптации, сложных человеческих эмоций и самокопания, режиссеры выходят за рамки жанровых границ, все чаще предлагая зрителю микс драмы, детективного триллера и авторского кино. Безусловно, форма и содержание совпадают не всегда, но, тем не менее, подобные режиссерские поиски предлагают весьма интересные интерпретации. Если атмосфера кинофестиваля сегодня - это в некотором роде эпатаж, резонанс и мода, то атмосфера представленного кино – это, скорее, ставка на эмоции и искусная игра на зрительских нервах. Как показала «Молодость», социально-критическое кино сегодня становится трендом, и это не может не радовать, ведь режиссеры начинают ставить себе новую задачу – заставить зрителя думать. Пожалуй, это действительно то, чего сегодня так не хватает кинематографу.