Пустующее место министра культуры породило уже массу спекуляций: сначала шла речь о четырех кандидатах на этот пост, включая действующего министра Михаила Кулиняка. С ним заодно упоминались Леонид Новохатько - заместитель главы КГГА Александра Попова по вопросам культуры и гуманитарной сферы, Тимофей Кохан - зам Кулиняка и Андрей Винграновский, руководитель департамента культурного наследия и культурных ценностей Минкульта.
Вчера утром появилась новость о том, что “главную украинскую прачечную” может возглавить либо Таисия Повалий, либо Анна Герман. Сам Кулиняк, находящийся пока что в подвешенном состоянии, страшно обижается: он был уверен, что никто не сможет конкурировать с ним на замещение этой должности. “Почему никого не назначают, я не знаю. Не уверен, назначат ли меня снова, но думаю, страшных ошибок, работая в этой должности, я не допустил”, - возмущается Кулиняк.
Именно слова Михаила Андреевича о том, что он якобы не допустил “страшных” ошибок за три - без двух месяцев - года, проведенных в кресле министра культуры, сподвигли нас оглянуться на деятельность самоуверенного чиновника.
В принципе, в Украине от министра культуры ничего давно не ждут. Оно и понятно: даже если сам Жерар Депардье сейчас примет украинское гражданство, станет во главе Минкульта и начнет вершить реформы а-ля франсэ, вряд ли в обозримом будущем в украинской культуре действительно что-то изменится. Крутить главное кресло Минкульта можно в любую сторону, но сердцевина этого Мордора останется прежней: украшенная вышитыми рушничками на стенах кабинетов, песнями Степана Галябарды про “мамині очі трішечки солоні” и прочими прелестями украинской зомби-культуры.
Итак, топ-5 самых примечательных действий Михаила Кулиняка на посту министра культуры в порядке увеличения степени серьезности.
1. Назначение племянницы Кулиняка на пост главного редактора журнала “Украинская культура”, который издается Минкультом
Михаил Андреевич сделал очень щедрый подарок 23-летней Оксане Гайдук ко дню ее выпуска из Института журналистики. Но для этого, как и в других случаях одаривания молодых родственников украинских чиновников, пришлось принести в жертву целое издание.
Журналу “Украинская культура” в позапрошлом году исполнилось 90 лет. В своем довольно преклонном возрасте издание пережило перезагрузку: в 2011-м туда пришла новая команда во главе с главредом Марией Хрущак и через несколько номеров словосочетание “украинская культура” перестало ассоциироваться исключительно с вышиванками и песнями ансамбля Божичи (ничего не имеем против ансамбля Божичи, но ведь не ними едиными, правда?). Издание было не стыдно взять в руки, а взяв в руки, - почитать то, что написано в статьях.
Но после ухода команды из проекта, вызванного наплевательским к ней отношением, непониманием принципов современной культурной журналистики со стороны Министерства, главредом стала Гайдук. Результат, как говорится, налицо:
2. Выступление министра на церемонии закрытия Одесского кинофестиваля и на церемонии награждения “Телетриумф” в 2011-м году
Церемонии открытия и закрытия больших украинских кинофестивалей (их пока что у нас только два - ОМКФ и “Молодость”) - это события, достойные отдельного упоминания в рубрике “эпик фейл”. Если бы премии за самые крупные провалы вручали в конце каждого года, там бы обязательно фигурировали участники этих церемоний.
В общем, Михаил Андреевич посчитал, что единственной функцией министра культуры по части сотрудничества с кинофестивалями является пение на их закрытии. На пару с ведущим церемонии Александром Гордоном он, безуспешно попытавшись привлечь к этому безобразию Богдана Ступку, спел “Ніч яка місячна”. Перед этим оба высказали друг другу свое почтение, а Кулиняк так расщедрился в ответ на внимание от Гордона, что даже пообещал сделать его своим советником. Красноречивый способ рассказать о принципах кадровой политики министерства, не правда ли?
О том, как проявился исполнительский талант выпускника Киевской Консерватории по классу скрипки Михаила Кулиняка, на церемонии “Телетриумфа”, впору слагать песни:
3. Повальное увольнение музейных директоров в 2012 году
В принципе, проводить кадровые чистки в музеях начал не Кулиняк - этим очень активно занимались и до него. Об этом нам в свое время рассказал один из музейных экспертов Сергей Кролевец. Но та радостная настойчивость, с которой Минкульт принялся окучивать украинские музеи в прошлом году, просто-таки ошеломляет.
Скандалы, которые сопровождали эти увольнения, были несколько сглажены разрешением конфликта с директором Нацмузея. Под давлением общественности руководящую должность в НХМУ заняла не советница министра Татьяна Миронова, а Мария Задорожная, чья кандидатура устроила художественное сообщество.
Стоит ли говорить, что художественное сообщество после этого возрадовалось и более к решениям министра не придиралось - во всяком случае, после долгожданного назначения директора Нацмузея случаев недовольства мы не припомним.
4. Конфликт с украинскими кинематографистами
Зато Кулиняк умудрился поссориться с украинскими кинематографистами. Правда, не со всеми - только с теми, кто против того, чтобы все отечественное кинопроизводство перешло на государственные киностудии.
Внезапный порыв Михаила Андреевича протащить такое решение вызвало большой резонанс со стороны независимых продюсеров, режиссеров, которым они помогают снимать фильмы и в принципе всех тех, кто не хочет снимать кино исключительно на киностудии Довженко. Многие сходятся на том, что материальная база государственных киностудий уже давно устарела, а то, на чем еще можно что-то снимать, оккупировано сериальным производством. Возможно, посредством перемещения бюджетных средств, выделенных на украинское кино, в государственные киностудии, кто-то хочет повлиять на распределение денег, отщипнув при этом кусочек себе. Гадать не будем, лишь отметим, что выглядит эта ситуация до крайнего подозрительной.
Министр культуры должен быть личностью высокого уровня, которая будет отстаивать свою отрасль, не просто сидя в приемной у премьер-министра. К сожалению, за 20 лет независимости Украины у нас еще не было ни одного такого министра
— Константин Дорошенко, куратор
Тот факт, что заведующий украинской культурой поддерживает только одну сторону внутрицехового спора, а не пытается разрешить конфликт, говорит не в пользу заведующего. Михаил Кулиняк так и не смог внятно объяснить причину вероятного переноса кинопроизводства на государственные студии. Избирательное молчание министра культуры (“наезды” на студию озвучки Ле Дуайен и кинокомпанию Кинотур от тоже никак не прокомментировал) настораживает. Конечно, вовсе необязательно, чтобы министр культуры бросался на амбразуру всякий раз, когда "наших бьют", но в большинстве случаев его активность несправедливым образом сводится к торжественному перерезанию ленточек и пению в Оперных театрах.
Вполне вероятно, что Кулиняк в принципе не очень хорошо разбирается в “киношной” кухне - для этого при Минкульте есть Госкино. Но, по слухам, Кулиняк не очень дружен с главой Госкино Катериной Копыловой и пытается - под давлением недоброжелательно настроенных групп - вставить ей палки в колеса. Судя по всему, под Копыловой уже давно шатается кресло, но вся соль в том, что “настоящих буйных мало” и вряд ли, в случае ее ухода, кто-то будет в состоянии возглавить Госкино в том нестабильном состоянии, в котором оно сейчас находится.
5. Коррупционный скандал с Владой Прокаевой
Как раз в разгар музейных пертурбаций случился еще один неприятный скандал - Влада Прокаева, бывшая на то время замдиректором Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, заявила, что за свою должность дала министру взятку в размере 50 тыс. долларов. Директор Лавры Виктория Лесничая и министр культуры эту информацию опровергли, а позже и сама Прокаева заявила, что никаких взяток не давала.
Но дело не в этом. Дело в том, что руководители одного из самых крупнейших музеев крупнейшей страны Европы вдруг, ни с того, ни с сего, начали обвинять друг друга в даче взяток, вранье, некомпетентности - в чем только душа пожелает. Министр культуры, наблюдающий за эти процессом, удостаивает ситуацию комментарием в стиле “бабские разборки, чего лезть”, а затем и вовсе обвиняет одну из сторон в том, что она пиарится перед выборами.
Спрашивается, WTF? С какой стати культурный заповедник, который и так живет, как на вулкане, должен становиться ареной для политических разборок не самого высокого пошиба? Почему министр культуры, будучи человеком все-таки немного приближенным к этой самой культуре (консерваторию окончил, как-никак), оказывается не в состоянии защитить подведомственную ему территорию?
После всего этого Михаил Кулиняк еще обиженно дуется за то, что его мигом не переназначили на должность министра культуры? “Думается, страшных ошибок, работая в этой должности, я не допустил”. Если это - нестрашные ошибки, то, признаться, что такое, в понимании Михаила Андреевича, ошибки “страшные” узнавать не хочется.
Другими словами, пациент, вы свободны. Следующий!