Огорошив общественность увольнением Прокаевой и заявлением о взятке, конфликтующие залегли на дно. Пресс-служба заповедника в ответ на просьбу об интервью с руководством вежливо просит журналистов дождаться пресс-конференции директора и министра культуры. Влада Прокаева не спешит объяснятся по поводу своих слов о взятке, телефоны в ее фонде не отвечают. На пресс-конференции мы скорее всего услышим тщательно «прилизанную», но не слишком правдивую версию случившегося. Но у нас есть несколько своих, вполне реалистичных версий.
Версия 1: Бунт в заповеднике
Собственно, этой версии пока и придерживается директор Киево-Печерского заповедника, Виктория Лисничая. Согласно ей, Прокаеву назначили на должность вполне честно и заслужено, вот только характер новоиспеченной замдиректора оказался несносным. Трудовой коллектив, измученный злобой и несдержанностью Прокаевой, решил бунтовать. А поскольку назначение неугодной начальницы – дело рук министра культуры, то именно к его ведомству и отправились сотрудники заповедника. Удивительно, но министр на их просьбы не просто отреагировал – он отреагировал моментально, отправившись в Лавру еще до того, как туда успели переместиться митингующие. С одной стороны, конкретную жалобу на офис Прокаевой озвучила только одна сотрудница, и никаких доказательств предоставить она не смогла. С другой стороны, не верить уважаемым научным сотрудникам, подписавшимся под открытым письмом против Прокаевой, причин тоже нет.
Версия 2: Короткий век женской дружбы
По выражению министра культуры Михаила Кулиняка, конфликт в заповеднике – не более чем «женская ссора». Тут назначение Прокаевой тоже трактуется как вполне оправданное и честное. Просто на эмоциях две женщины наговорили друг другу глупостей – вот помирятся и начнут работать снова. Аргументом в пользу этой версии служит уровень дискуссии, запечатленной журналистами на видео: «Денег у вас, Влада Владимировна, нет. Даже за вашу прическу в салоне «Майя» пришлось платить мне», - озвучила довод против заявления о взятке директор, Виктория Лисничая. «За 50 тысяч долларов знаете, сколько причесок можно сделать?», – резонно возражала ее заместительница.
Заявление Прокаевой не является явкой с повинной, так как она делала его в СМИ, а не сообщила об этом в прокуратуру. Доказать такое невозможно. Юридической перспективы довести это дело до конца нет.
— Юрист Вера Крат
Версия 3: Насильно мила не будешь
Возможно, Прокаеву таки назначили в заповедник с подачи министра культуры, за деньги или просто по дружбе, но против воли Лисничей. И если директор не смогла остановить процесс на этом этапе (есть, все-таки, официальные процедуры, и за них отвечает именно министр), то устроить бунт и выгнать Прокаеву под благовидным предлогом она могла легко. Тем более, что сотрудники заповедника явно были в восторге от экс-модели, пытающейся руководить историками, культурологами и другими опытными профессионалами.
Вот как описал журналистам «профессиональный» диалог с Прокаевой научный сотрудник заповедника Владимир Омельченко: "Мне, как кандидату исторических наук, по крайней мере странно слышать, когда заместитель генерального директора заповедника по международному сотрудничеству (Влада Прокаева) задает вопрос, является ли Византийская империя субъектом действующего международного гуманитарного права. Вы представляете уровень развития этого человека?"
Кстати, вопрос квалификации Прокаевой остается открытым: почему ее, окончившую Дипломатическую академию и не имеющую опыта в музейном деле, отправили в эту сферу на руководящую должность? При назначении Прокаеву представили как «завкафедрой ЮНЕСКО Дипломатической академии». Тут же в адрес директора заповедника поступило письмо от ректора этой академии. Он сообщал, что Прокаева не просто не возглавляет такую кафедру. Кафедры вовсе не существует:
Версия 4: Божественный след
Слухи о назначении Прокаевой на должность в заповеднике впервые прозвучали еще в марте этого года. Тогда она появлялась на мероприятиях в Лавре, а пресса сообщала, что Прокаева вот-вот станет пиарщицей заповедника. Впрочем, назначения не случилось – по одной из версий, из-за протеста церковников. Им, мол, не понравилось, что в святом месте будет работать девушка, вершиной профессиональной деятельности которой стала откровенная фотосессия в «Playboy». Прокаевой все-таки удалось закрепиться в заповеднике, но смирились ли с этим церковники? Из опыта лычного общения с настоятелем Лавры архиепископом Павлом LB.ua знает, что человек он достаточно жесткий и влиятельный. Так что, вполне возможно, что за любовь к искусству (именно так охарактеризовала свои снимки Прокаева) замдиректора заповедника и поплатилась должностью.
***
Какая бы из версий не оказалась верной, основные вопросы все-таки адресованы министру культуры Кулиняку. Если дело в неправильном назначении, то куда смотрел министр, отправляя на такую должность человека без соответствующего опыта? Если дело в личном конфликте, то как вообще стало возможным, что о работе такого заповедника говорят в категориях «девочки поссорились»? А если это действительно бунт, то почему научные сотрудники вынуждены защищаться от истерического начальства, выходя на митинги? Версию о вреде фотографий в стиле «ню оставим без комментариев.