К сожалению, Украина погружается в долговую зависимость, а экономика продолжает падать, разрыв между богатыми и бедными увеличивается, растет безработица, отсутствуют системные реформы в секторе естественных монополий. Увеличение внешних и внутренних долгов приближает коллапс экономики.
Государственный долг Украины является важным показателем успешности экономической политики властей. Рост внутреннего государственного долга ведет к увеличению денежной массы в обращении и девальвации национальной денежной единицы. Увеличение внешней задолженности вызывает зависимость от международных финансовых организаций и других стран-кредиторов или эмитентов резервной валюты, что в конечном итоге приводит к перераспределению геополитических зон влияния.
Государственный долг Украины рос в течение 2005-2017 годов. Если при президентстве Ющенко он увеличился в 3,7 раза, то при Януковиче в 1,81 раза. При Порошенко он вырос в 3,3 раза (рис. 1).
Рис. 1. Динамика государственного прямого и гарантированного долга в течение 2005-2017 годов, по состоянию на начало периода, млрд. грн. (рассчитано по данным НБУ)
Однако если проанализировать относительные показатели, в частности соотношение государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП), то рост долгов в 2005-2009 годах происходил медленнее по сравнению с темпами повышения реальных доходов. Причиной тому стали эффективные антикризисные мероприятия правительств, возглавляемых Юлией Тимошенко. Повышение долговой нагрузки произошло лишь в 2009 году на фоне мирового финансового кризиса. В 2010-2016 годах мировая экономика продолжала расти, а украинская – увеличивать долги.
Снижение долговой нагрузки пришлось на 2005-2007 годы. После увеличения доли долга в ВВП в 2009-2010 годах, его значение до 2014 года стабилизировалось. Долг снова интенсивно увеличивался уже во время президентства Порошенко, когда государственные заемные средства массово выводились из страны в оффшорные резиденции на основе использования разнообразных инструментов отмывания бюджетных средств (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение государственного прямого и гарантированного долга к валовому внутреннему продукту в течение 2004-2016 годов (рассчитано по данным НБУ)
За экспертными оценками, бюджетная коррупция ежегодно осваивает около 25-30% всех государственных средств, которые выделяются согласно бюджетной росписи. В абсолютном выражении эта сумма составляет около 150-200 млрд. грн., включая субсидии газовым олигархам через местные бюджеты.
Все это ложится на плечи обычных украинцев через непомерные налоги, завышенную стоимость коммунальных услуг и обесценивание национальной денежной единицы, поскольку инфляция является главным инструментом действующей власти в Украине, влияющим на деловую активность. Эмитированные средства сразу попадают к распорядителям бюджетных средств, которые их направляют на валютный и товарный рынки, когда цены еще остаются старыми. Новая денежная масса начинает толкать цены в гору и в конечном итоге основными жертвами неконтролируемой эмиссии стают рядовые граждане.
Экономическая политика правительств Яценюка и Гройсмана по набору регуляторных инструментов ничем не отличается от политики правительства Азарова, в частности не сформирован инструментарий антимонопольного регулирования тарифной политики естественных монополий, что привело к необоснованному росту тарифов на услуги систем электро-, газо-, тепло- и водоснабжения.
Не запущен механизм регулирования транфертного ценообразования, который предупреждал бы внутрикорпоративный демпинг и расширил бы базу взыскания прямых и косвенных налогов в финансовые фонды страны. Децентрализация носит декларативный характер, а ее приоритеты определяются близостью региональных бизнес-элит к высшему политическому истеблишменту.
Поэтому нет ничего странного, что государственный долг растет, поскольку бюджетные дыры латаются не благодаря активизации деловой активности, а через регулярные заимствования, как за рубежом, так и внутри страны.