Торможение образовательной реформы: очевидные признаки и причины

Образовательная реформа – одна из ключевых евроинтеграционных реформ. Именно образование должно сформировать в сознании граждан ту систему ценностей, которая ментально приблизит нас к странам ЕС и активизирует внедрение европейских принципов в функционирование властных институтов и в жизнь общества. Однако в силу ряда причин и обстоятельств реформа образования не только не получила необходимого толчка для стремительного старта, но и существенно тормозится, особенно в восточных регионах.

Фото: пресс-служба президента

Учитывая прифронтовое расположение и значительное количество переселенцев, стратегическое значение восточных областей Украины для реинтеграции временно оккупированных территорий, сохранение такой тенденции крайне опасно. Ведь государство-агрессор устами политиков открыто заявляет о намерениях активно использовать жителей восточных, в частности, временно оккупированных территорий для влияния на украинскую власть и обеспечении доминирования пророссийских политических сил на различных ее уровнях с целью свертывания украинского процесса формирования национальной гражданской идентичности и евроинтеграционного направления внешней политики Украины.

Учитывая эти обстоятельства, стоит отметить, что положительные ощущения рядовых жителей от реформ, в том числе образовательной – важный показатель их успешности и движения государства в стратегически определенном направлении. И именно поэтому ни в коем случае невозможно согласиться с точкой зрения премьер-министра, что образовательная реформа даст первые результаты через 12 лет, о чем он заявил на заседании правительства 29 августа 2018 года. Если в процессе внедрения реформы граждане не будут ощущать постепенных положительных изменений, она не получит общественного понимания и признания необходимости. Если, к тому же, будет сопровождаться подстраиванием нового прогрессивного под то, от чего хотим избавиться, - превратится в симуляцию. Соответственно, так и будут воспринимать ее граждане. Первые шаги по полномасштабному внедрению реформы школьного образования продемонстрировали именно такие симптомы.

Начало полномасштабного внедрения образовательной реформы: визуальные признаки и глубинный смысл

Новый учебный год традиционно начался с Дня знаний и праздника первого звонка. В течение последних двух лет продолжаются дискуссии о целесообразности проведения праздничной линейки в неизменной с советских времен форме и о возможности выбора участниками учебного процесса, прежде всего, учениками и родителями, других форматов мероприятий. Представители родительской общественности направляли соответствующие запросы в Министерство образования и науки Украины. В ответах отмечалось, что, учитывая возрастание автономии в процессе реформы, учебные заведения самостоятельно могут выбирать, каким образом праздновать и какие мероприятия проводить. В этом учебном году многие школы Львовской, Тернопольской, Полтавской и других областей уже отказались от традиционной линейки. Вместо нее были организованы школьные пикники и другие мероприятия.

В школах Харькова и области «дыхание ветра перемен» не ощутилось. Праздник прошел в духе «лучших советских традиций» со всеми атрибутами: торжественные линейки с участием депутатов от «региональной партии власти», которых ждали в некоторых школах до 40 минут, школьная форма, требования к которой отличались только степенью жесткости. В большинстве школ ограничились настойчивыми рекомендациями – «белый верх, темный низ». Однако в некоторых школах, как показывает просмотр ряда видео и фото, пошли дальше. Будущие выпускницы и даже первоклассницы «новой украинской школы» одели, видимо не из собственных соображений, форму советского образца, а поверх нее – желто-голубые ленты. Поэтому возникает вопрос о том, какие причины и мотивы побуждают администрации школ к такому «торжественному маскараду». Как минимум, это может быть абсолютное непонимание сути и стратегии школьной реформы или саботаж и целенаправленное формирование у детей идентичности с «русским миром» путем использования советских символов. Ведь во многих российских школах такую же праздничную школьную форму выпускницы дополняют лентами-триколорами.

Логично предположить, что полномасштабное внедрение реформы должно сопровождаться быстрым уходом в небытие «карательной педагогики». Однако анализ содержания публикаций в родительских группах в социальных сетях и первых нынешних отзывов на сайтах более 30-ти школ Харькова и области, отобранных методом случайной выборки, свидетельствует о наличии значительных проблем в становлении партнерских отношений между участниками образовательного процесса. Привычным явлением остается общение учителей с учениками на повышенных тонах и с использованием унизительных и оскорбительных оборотов или сравнений. Продолжается снижение оценок за «почерк», «нечистоплотность», «неправильное оформление работы», «плохое поведение на уроке». Очевидно, некоторые учителя упорно не понимают ни стратегии и целей реформы, ни критериев оценки знаний учащихся.

Перед началом учебного года Министерство образования и науки Украины заявило о намерении ввести с 2020 года обязательное ВНО по математике. Причины – ухудшение результатов ВНО в этом году и неутешительная динамика последних лет, а также, отставание Украины в методиках преподавания математики. Такое новшество уже вызвало возмущение многих родителей и учеников.

Пропагандируя образовательную реформу, министерские чиновники многократно повторяют тезисы о том, что она направлена: на обеспечение гарантий образовательных прав, в том числе и права выбора; на развитие индивидуальных способностей каждого ученика; на повышение уровня качества образования и приближение к европейскому образовательному пространству. Однако, введение обязательного ВНО по математике, очевидно, не соответствует декларируемым целям, а аргументы его инициаторов не выглядят убедительными по многим соображениям:

• Инициаторы, очевидно, не желают учитывать то, что люди по умственным способностям разные. У большинства однозначно доминируют гуманитарные или математические способности, и лишь у незначительной части они относительно универсальные. В среднем школьном возрасте интересы и способности ребенка уже вполне очевидны. Поэтому вместо того, чтобы углублять специализацию образования в зависимости от способностей и желаний учеников, министерские чиновники предлагают заставлять всех, независимо от способностей и воли, от планов на будущую профессию «зубрить» математику только для того, чтобы сдать ВНО.

• Внедрение обязательного ВНО не выглядит адекватным средством решения проблемы улучшения динамики и преодоления отставания в методиках преподавания математики. А если в этом году «ухудшится динамика» по физике, химии и еще по пяти дисциплинам, то тоже нужно будет вводить по ним обязательное ВНО?

• Европейские образовательные системы, приближению к которым должна способствовать образовательная реформа, не демонстрируют подобных подходов к решению проблем. Европейское образование ориентировано на то, чтобы как можно раньше выявить способности детей и их развивать, прежде всего, путем внедрения более ранней специализации. Знания в других отраслях давать по принципу «разумной достаточности». Исключение – гражданские знания, которые нужны гражданину независимо от профессии и от качества которых зависит качество демократии.

• В XXI веке школа, прежде всего, должна научить учеников учиться, приобретать самостоятельно необходимые знания. Кроме того, на первый план выходят знания в новых для школы отраслях, например, в области психологии. Однако украинская школа пока не учит ни тому, ни другому, а внедряемая реформа мало что меняет в этом направлении.

• На фоне современных тенденций изменений в европейском образовании лишение соискателей образования права выбора выглядит просто дикостью.

Одна из главных причин ухудшения качества знаний учащихся – перегруженность школьной программы и несоответствие требований имеющимся ресурсам. Второй год подряд проблема разгрузки решается исключительно на уровне заявлений чиновников о необходимости таковой. У старшеклассников ежедневно - по 8 уроков, то есть, 40-часовая рабочая неделя взрослого человека у них проходит в стенах школы. К тому же средний ученик тратит на подготовку домашних заданий не менее 2-х часов. Ученики 7-9 классов проводят на уроках 36-39 часов. Какое качество усвоения учебного материала и написания контрольных работ на 7-м и 8-м уроке? Кроме того, к необходимым умениям человека XXI века, согласно содержанию школьных программ, все еще относится вязание носков и вышивание бисером, изготовление полочек из ДСП. Поэтому очевидно, решать проблему необходимо, прежде всего, в этой плоскости.

Выводы

Образовательная реформа необходима Украине. От ее быстрого и успешного внедрения зависит сохранение интеллектуального потенциала нации и реализация одного из ключевых векторов страны – европейской интеграции. Пока наши граждане будут оставаться носителями советских мифов, стереотипов и подданнической культуры, соседнее государство будет иметь значительные шансы для очередной колонизации. Арсенал его путей и средств растет, но все они опираются на культурное основание. Особенно острой проблема трансформации общественного сознания остается для восточных регионов, поскольку именно здесь сконцентрирована значительная социальная база «русского мира».

Стратегическая цель и направления реформирования образования, в целом, определены в соответствии с современными европейскими тенденциями развития образования и потребностями интеграции в европейское образовательное пространство. Однако практические шаги по внедрению образовательной реформы свидетельствуют о недостаточном понимании ее идеологами сути тех европейских систем образования, которые берутся в качестве образца, опыт которых пытаемся адаптировать. Тормозится внедрение приоритетных направлений реформы. Для решения конкретных проблем избираются неадекватные средства, что свидетельствует о непонимании их глубинных причин. Соответственно, это провоцирует негативное отношение участников образовательного процесса к реформе и закладывает заведомо провальные результаты на будущее. В обществе, уже достоточно разочарованном реалиями украинских «евроинтеграционных реформ» непременно будут усиливаться скептические настроения относительно самой европейской интеграции.

На региональном и местном уровнях имеется ряд наглядных признаков непонимания, неприятия, а возможно, и явного саботажа образовательной реформы. Масштабы проблемы значительны – от неэффективной работы органов власти и самоуправления по общему руководству внедрением реформы на соответствующем уровне до «школьного самоуправства» и откровенного игнорирования цивилизованных норм и правил общения в учебном заведении.

Ряд стратегических ошибок инициаторов реформы и ее торможение на региональном и местном уровнях сделали невозможным старт образовательной реформы как полномасштабной. Планы власти на получение первых результатов образовательной реформы через 12 лет, неадекватные действия МОН Украины по решению насущных проблем организации учебного процесса и повышения качества знаний, неэффективность управленческой деятельности в сфере образования региональной и местной власти – все это повышает уровень негативизма в оценке обществом реформы, тормозит ее темпы, создает угрозы на пути ее дальнейшего внедрения.

Рекомендации

Для предотвращения вышеуказанных негативных тенденций уже на поточном этапе необходимы:

• существенный пересмотр порядка приоритетов реформы и первоочередное внедрение тех векторов, которые необходимы с точки зрения укрепления национальной безопасности и развития Украины в качестве современного государства, а также для обеспечения общественной поддержки образовательной реформы;

• совершенствование нормативной базы реформы;

• внедрение действенных механизмов противодействия торможению и саботажу реформы на региональном и местном уровнях;

• усиление просветительской работы в образовательной среде и прямые запреты на действия, дискредитирующие образовательную реформу;

• оптимизация учебного процесса в 2-11 классах.

Министерство образования и науки Украины должно совершенствовать коммуникацию со всеми участниками учебного процесса. В частности, на запросы родительских организаций, касающиеся типичных нарушений в учебных заведениях, возможно, стоит не только давать ответы этим организациям и отправлять напоминания администрациям учреждений, но и прямо запрещать соответствующие действия. Если уровень гражданской и профессиональной компетентности педагогов остается настолько низким, что они не понимают противоправности и несоответствия стратегии реформы директивных требований относительно «праздничной советской школьной формы», то нужно это прямо запретить.

Корни проблемы низкого уровня знаний лежат в плоскости чрезмерной нагрузки на учащихся и неадекватности требований ресурсам, прежде всего, временным. Поэтому путь к ее решению лежит через оптимизацию учебного процесса и нагрузки, подробную ревизию учебных дисциплин и программ, углубленную специализацию обучения.

Министерство здравоохранения Украины должно детально изучить, насколько существующая учебная нагрузка на учеников младших, средних и старших классов, с учетом времени, необходимого для выполнения домашних заданий, соответствует физиологическим нормам нагрузки для детей соответствующего возраста. Кроме того, сформулировать рекомендации по нормализации нагрузки в соответствии с возрастом, физиологическими особенностями и потребностями развития здорового ребенка. Выводы и рекомендации направить в Минобразования и обнародовать. Для стимулирования процесса родительские общественные организации могут направить в Министерство охраны здоровья Украины соответствующие обращения.

Министерство образования и науки Украины должно тщательно пересмотреть перечень учебных дисциплин и содержание программ. Некоторые дисциплины, в частности, трудовое обучение, искусство могут быть трансформированы в кружковую работу. Кто хочет вязать носки и делать полочки – получит такую возможность. В средних классах программы учебных дисциплин - существенно переработать, руководствуясь принципом «разумной достаточности». То есть, ориентироваться на две главные цели – дать основные базовые знания по дисциплинам и выявить способности, склонности и желания учеников по более глубокому изучению дисциплин в старшей школе. Старшая школа должна идти по пути углубления специализации – физико-математические, химико-биологические, лингвистические и другие классы.

Математика – безусловно, важная наука. Но намерение ввести обязательное ВНО выглядят скорее абсурдным, чем рациональным. В современных европейских системах образования обязательны для человека те знания, которые делают его:

1) сознательным и компетентным гражданином своего государства;

2) высококвалифицированным специалистом в своей области.

Степень важности и нужности для себя других знаний и дисциплин должен определять сам соискатель образования на основе собственных способностей, предпочтений и планов на будущую профессию.

Светлана Топалова Светлана Топалова , политолог, кандидат политических наук, эксперт Аналитического центра «Обсерватория демократии»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter