Мы, христиане, имеем не только возможность загладить свои грехи покаянием, но и увидеть их в себе
— Эпизод об исцелении расслабленного напоминает нам о тесной связи между грехом и болезнью. О том, что недуг телесный является часто следствием духовной расслабленности и неверия. Так ли это?
— Как пишет преподобный Ефрем Сирин, далеко не все болезни вызваны грехами, но в то же время, следует учесть, что Священное Писание рассматривает человека как единое существо, состоящее из души и тела. Тесная связь составных частей ведет к тому, что болезни тела и души также взаимосвязаны. Если больна душа человека, то есть, предана греховным страстям, то болеет и тело: все знают, какие болезни влекут за собой такие, например, грехи, как блуд и пьянство. Видим также, как люди, подверженные греху гордости, из-за славолюбия и любоначалия губят свое здоровье непосильной работой. А сколько людей утратили здоровье и даже жизни из-за рабства сребролюбию и властолюбию!
Мы, христиане, имеем не только возможность загладить свои грехи покаянием, но и увидеть их в себе, если постоянно прибегаем к помощи духовника. Многие, однако, не приступают к Таинству Исповеди. Многие, механически перечислив свои грехи, не ждут от священника наставления, и сами не пытаются остановиться на путях своих и подумать, соответствует ли жизнь евангельским идеалам.
Господь — как милостивый Отец, не хочет смерти грешника, потому и посылает болезни, чтобы мы задумались над своей жизнью
Господь, как милостивый Отец, не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11), и потому иногда посылает людям болезни, чтобы они задумались над временностью своего земного бытия, над тем, какую жизнь они проводят, и что в ней следует исправить.
Кроме того, Святая Церковь, зная немощи своих чад, совершает над болящими Таинство Соборования, в котором человеку не только прощаются забытые и неосознанные грехи, но и подается исцеление от тех болезней, которые были следствием этих грехов.
Пока человек не осознает свою немощь, не поймет, как нуждается во спасении — не будет искать этого спасения
— Получается, что именно болезни и «падения» приближают человека к Богу, помогают ему осознать свою немощь и свою несостоятельность без Спасителя?
— Совершенно верно, пока человек не осознает свою немощь, не поймет, как нуждается во спасении, он этого спасения искать не будет. Если кто-то уверен, что абсолютно здоров телесно – разве будет он искать врача? Если кто-то и не подозревает, какими тяжкими духовными недугами поражена его душа, разве будет он искать Врача душ и телес?
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает отношение Бога к своим чадам с тем, как мать учит ходить ребенка: отпускает его, но в то же время всегда готова подхватить свое чадо, если оно начнет падать, а если упадет – то всегда пожалеет его.
Господь учит нас тому, чему научил расслабленного: если ищешь исцеления телесных недугов, начни с врачевания недугов духовных
— Почему Господь исцелил расслабленного?
— Чтобы нас научить тому, чему научил расслабленного: если ищешь исцеления телесных недугов, начни с врачевания недугов духовных. То, что болезнь, от которой Господь исцелил расслабленного, была вызвана его грехами, мы видим из слов Спасителя, сказанных исцеленному: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Это и нас побуждает к исправлениям нашей собственной жизни.