Преимущественно старый инфраструктурный фонд – реалии многих регионов по всей Украине. Так, по официальной статистике, регионами с наибольшим количеством аварийных школ названы Херсонская, Николаевская, Днепропетровская и Кировоградская области. Только на Киевщине более 500 объектов соцсферы построены до 1980 г. Конечно, они требуют более пристального внимания и своевременного капитального ремонта. Буквально на днях в Ивано-Франковске из-за угрозы обвала здания эвакуировали учеников одной из школ. Как сообщили спасатели, в угловой стене появились трещины длиной до двух метров. Одним словом, в стране нарисовалась нехорошая тенденция.
Хотим мы этого или нет, но зданиям, как и любому другому товару, отпущен свой срок жизни. Со временем они приходят в негодность. Новые окна, красивый пол в классе, – нужные вещи для комфортной учебы детей. Но во многих учебных заведениях начинать надо с другого. Надежность фундамента и перекрытий, состояние капитальных стен требуют первоочередного внимания. Зачастую нет другого выхода – нужно делать основательную реконструкцию учебных заведений и строить новые.
Единственный способ избежать аварийных ситуаций в будущем – проведение регулярных (не реже 1 раза в год) технических исследований. С обязательным определением состояния кирпича и бетона, капитальных конструкций, фотофиксацией дефектов и экспертизой специалистов научно-исследовательских институтов и профильных инстанций, а не чиновников местной власти. Реальные исследования должны стать основой для начала устранения проблем.
Не менее важный момент – отработка планов эвакуации в случае возможных ЧП, совместно со всеми ответственными службами. Такие мероприятия должны проводиться на регулярной основе. Не для галочки! Ведь это безопасность наших детей. Никто не застрахован от чрезвычайных или аварийных ситуаций. И к этому нужно быть готовым. Если в необходимый момент пожарная машина не сможет вовремя заехать во двор школы из-за отсутствия ключа от воротного замка или заблокированного эвакуационного выхода, кто ответит?
Тема безопасности учебных заведений очень комплексная, и здесь нужна эффективная стратегия. Важно консолидировать усилия властей всех уровней, самих учебных заведений и общественности. Не спорю, об этом говорят уже много лет. Но только говорят. А тема детей, образования, безопасности поднимается только тогда, когда случается что-то плохое.
Реальные изменения, прежде всего, требуют перемен в сознании: персональной ответственности, понимания того, к чему стремимся. Мы ясно видим направление реформ. Это современные школы и садики! Это безопасность. Это качественное образование – с новыми подходами и новыми возможностями. Нет, это не далекое будущее. Нужно хотеть и делать. В Киевской области уже есть яркие примеры.
Я мог бы закончить этот текст чем-то красивым. Мол, дети – наше будущее, мы должны о них заботиться… Конечно, это так. Но, в данном случае, пафос не уместен. Скорее я призову реально оценить ситуацию. И делать решительные шаги. Уже сегодня.