ГоловнаБлогиБлог Лариси Артюгіної

Счастье во время войны

В День знаний хочу написать о необходимости Дня сотрудничества и взаимопонимания. Убеждена, что Школа информационной эпохи должна в первую очередь учить сотрудничеству и умению коммуницировать.

Отсутствие навыков выстраивать сотрудничество и понимать друг друга приводит к конфликтам и войнам. Как выйти из этого тупика? Как научиться строить диалог на Донбассе?

Мы пошли эмпирическим путем. Две осени подряд волонтерской компанией общественной организации «Новый Донбасс» ездили на восток страны восстанавливать разрушенные войной школы на прифронтовых территориях Донецкой и Луганской областей. Мы организовывали в них культурные активности и с их помощью стремились наладить диалог с детьми и взрослыми.Мы брали стройматериалы, мольберты с красками, гитару и флейту, фотокамеру с ноутбуком и вместе со школьниками, их родителями и учителями проживали все этапы возвращения в мирную жизнь. Опыт оказался успешным. Четыре отремонтированных школы и новые друзья, море позитивных эмоций и радость общения. Но очень хотелось, чтобы дети приехали и к нам.

Поэтому, этим летом провели конкурс киносценариев и отправились к Черному морю с 45-ю детьми, пострадавшими от войны. С детьми из Марьинки и Красногоровки, Станично-Луганского района и Николаевки Донецкой области, с юными переселенцами из Горловки и Луганска.

Отправились в эксперимент. Главное правило нашего лагеря звучало так: не меньше четырех «обнимашек» в день! Стало неожиданностью то, как это изменяло детей и взрослых тоже. Простые человеческое объятия растапливают лед в сердцах людей самого разного возраста.

Программа Лагеря состояла из двух основных частей — съемки фильмов и овладения миротворческими практиками.

Славка. Таким счастливым Пилунского я еще не видела. Даже тогда, когда он вышел из плена. Огромная радость в глазах и постоянная улыбка. Трудно было отличить выдающегося украинского оператора от подростка по уровню восторженности.

«Эту идею — учить детей киномастерству, — говорит он, — мне подсказали в плену в подвале симферопольской СБУ, когда террористы пытали меня и с ненавистью говорили: твоя камера сильнее нашего оружия».

Команда «Желтого автобуса», которую возглавляет Слава, создала мобильную киностудию и, фактически, путешествующую киношколу. Они привезли в Лагерь на берегу моря не только киномастеров, но и профессиональную технику: камеры, свет, оптику, звук, камервагены от компании «Патриот» и даже дрон. Естественно, и команду профессионалов, работающую с этим оборудованием. Худруки детских киноотрядов — выпускницы кинофакультета университета имени Карпенко-Карого, которые помогали детям осваивать процесс создания фильмов — по-белому завидовали детям, работающим на такой технике.

Фото: Предоставлено автором

Наш принцип был простым — рассказать и показать, как делается кино, но не вмешиваться в процесс его рождения. Дети были брошены в море кино, получая лишь подстраховку от нас. Они оценили оказанное им доверие и возложенную на них ответственность. И они, 9—16-летние, справились и сделали 4 замечательных фильма! Дети проявили недюжинную силу воли и силу творчества. Бывало, они спали лишь по несколько часов и поднимались перед восходом солнца, чтобы снять важную сцену. Отказывались даже от купания в море в 36-градусную жару в пользу съемок!

Худруки.

Еще одна часть нашего эксперимента — это 20-летние художественные руководители разновозрастных детских киноотрядов. Кристинка Люльченко, Аня Лысун, Аленка Косинова, Сашка Лунина прошли экстремальную педагогическую практику, помогая детям в их творчестве и одновременно обучаясь у старших коллег по цеху.

Юлия.

«Это наш любимый мастер!», — говорили дети всего после трех дней тренингов. Юлия Харашвили прилетела из Грузии. Из страны, в которой уже двадцать лет длится, то затухая, то вновь разгораясь, военное противостояние. Юлия беседовала с детьми о том, как можно жить в конфликте, не теряя человеческого лица, и как помогать друг другу при этом. Она рассказала, что в тысячелетней китайской культуре один и тот же иероглиф обозначает и конфликт, и благоприятную возможность. Удивительно, но наши дети легко схватывали самую суть мудреных понятий модерации, фасилитации, природы конфликтов и стратегии выхода из них ненасильственным способом. В самом деле, нам, взрослым, стоит, подчас, учиться у детей желанию и умению договариваться. Ю.Харашвили много лет организовывала Лагеря мира для абхазских и грузинских детей, привозя их в наш Крым вместе с болгарскими, украинскими и русскими детьми. Ее большого доброго сердца и тогда, и в этот раз, хватало для каждого ребенка.

Пятрас.

«Мне мама говорит, чтобы я на улице не произносила вслух слово “НАТО”, а что оно значит?» — спросила у меня девочка из Марьинки после первой встречи с Пятрасом Вайтекунасом, экс-Министром иностранных дел Литвы, а в совсем недавнем прошлом — Послом этой страны в Украине.

Господин Посол очень просто рассказывал, почему и как был создан Европейский Союз, и как Североатлантический альянс служит тому, чтобы уменьшить вероятность новых войн. Он говорил о фундаменте европейского дома — его ценностях — и о том, почему свобода — это ключ к успешной Украине. Дети услышали от него о том, что Европа смогла добиться единства и процветания благодаря вере в то, что человек по своей природе хороший, и что, однажды допустив ошибку, он способен ее исправить. Пятрас принимал от ребят любые вопросы, благо, недостатка в них не было. На вопрос детской аудитории о том, как выглядит настоящий солдат НАТО, Пятрас ответил: «Посмотрите на меня!» Как бывший глава литовской дипмиссии в Киеве, которая сейчас является контактным посольством Альянса в нашей стране, он предстал перед своими юными слушателями в неожиданной роли «натовского солдата» — без автомата, зато с огромной добротой и жизненной мудростью.

Марина.

«Мы хотим еще раз выбраться из Шоушенка, чтобы все смогли!» Одно из упражнений по командообразованию, которое проводила в Лагере психолог Марина Вострова из партнерской инициативы «Відкрита Хата», вызвало шквал эмоций. Быть вместе, стать одной командой и никого не оставить в беде — этому на ее тренинге учились и дети, и мы вместе с ними. Марина очень деликатно помогала осваивать детям азы сотрудничества, эмпатии, развития эмоционального интеллекта. А после — давала свои профессиональные советы учителям, которые привезли ребят из прифронтовой зоны, о том, как работать с травмированными войной детьми и как справляться с собственной болью.

Вожатые.

Парадоксально, но ни один из наших волонтеров-вожатых не имеет педагогического образования. Находиться в близком контакте с детьми 24 часа в сутки без специальной подготовки трудно, если у тебя нет открытого сердца и желания помочь. Студенты и недавние выпускники вузов из разных регионов Украины вместе со своей новой подругой и единомышленницей Колин, прилетевшей из Франции, прекрасно справились с этой задачей. И дети обнимались с ними не четыре раза в день, а бесконечно.

«Я сильно всех полюбила», первым делом написала в Фейсбуке 14-летняя Руся, вернувшись из Лагеря в родную Марьинку.

Все мы работали как волонтеры, бесплатно, и это тоже было принципиальным. И не говорите мне теперь, что изменения невозможны.

Проект реализован в рамках программы “Lithuanian Development Cooperation” Министерства иностранных дел Литвы при поддержке Посольства Литвы в Украине и Всеукраинского благотворительного фонда «Ініціатива заради майбутнього».

Лариса Артюгіна Лариса Артюгіна , Керівник громадської організації "Новий Донбас", кінорежисер
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram