ГоловнаБлогиБлог Георгия Эрмана

Евразийский стандарт

«Рабское клеймо – общая проблема: Минск, Киев, Москва, Астана. Разные фамилии - одна эмблема, Адольф Виссарионович Сатана!» (Ляпис Трубецкой, «Рабкор»)

Когда ведутся дискуссии о вступлении Украины в Таможенный Союз, превалирует экономическое измерение. Много говорится о спасении украинских предприятий, комплиментарных с предприятиями стран ТС, выживании украинского самолетостроения, машиностроения, других отраслей промышленности. Их, конечно, хочется сохранить, ситуация с безработицей в стране ужасная, о качественной занятости и говорить не приходится.

Фото: EPA/UPG

Но уже рассмотрение характера политических режимов стран ТС лишает дискуссию о вступление в ТС всякого смысла. Сторонники интеграции со странами ТС закрывают глаза на царящие в них порядки: преследования политических оппонентов действующих режимов, неограниченную власть лидеров и коррумпированных элит, мечтающих о пожизненном правлении и обогащении вместо реализации заявленных проектов развития, которыми они манят своих симпатиков в Украине.

Расправа с политическими оппонентами в ТС – любимое занятие действующей власти во всех трех странах. В Беларуси те, кому оказались не страшны полицейский террор и разгоны акций протеста, давно сидят в тюрьме. Так, например, поступили с анархистами и рядом оппозиционных кандидатов в президенты Беларуси в 2011 г. В России политических заключенных, конечно, меньше, но знают о них во всем мире. Особо опасным власть мстит за поругание своего давно отсутствующего авторитета за рубежом. Яркий пример - для Нади Толоконниковой создали все условия для заражения туберкулезом. Логика власти – после освобождения за жизнь будет бороться, а не коррупционную связь верхушки церкви и власти обличать.

Система Супер-Хана

Географическая близость питает постоянный интерес к событиям в России и Беларуси. Но стоит уделить немного внимания куда более жестокому режиму, эволюционировавшему за последние 20 лет в образец восточной деспотии. Речь идет о Казахстане, руководитель которого Нурсултан Назарбаев провел свою молодость в Украине.

В напоминание об этом печальном факте, на одной из центральных улиц Днепродзержинска до сих пор торчит не изуродованный бюст Супер-Хана, как называют Назарбаева некоторые оппоненты. Студентам Днепродзержинского высшего профессионального училища №22 и сейчас преподносят Назарбаева как эталон успеха в жизни, заставляют вытирать во время субботников голубиный помет с каменного истукана.

Между тем, президент Казахстана совсем не бережет себя, в 73 года продолжая активную деятельность . А поскольку приемников мужского пола у него нет, только дочери и их не всегда благодарные, иногда беглые зятья, скорее всего Нурсултан Назарбаев уработается на своем посту в усмерть. Ничего удивительного в этом нет, обыкновенная мечта партфункционера, выросшего в брежневскую эпоху. Но благодарные деятели кино и театра не могут забыть такой самоотверженности, и подарили стране уже один фильм о детстве и театральную постановку о величии лидера нации во время августовских событий 1991 года.

Назарбаев – старейшина политической элиты СНГ, стоит у руля страны с 1986 г. Иногда, для развлечения, пожизненный лидер страны проводит выборы, но они особой роли не играют, поскольку настоящим оппозиционным лидерам, пользующимся поддержкой политически активного населения, доступ на них закрыт.

Речь идет, прежде всего, о профсоюзном лидере, главе «Социалистического движения Казахстана» Айнуре Курманове (20 раз попадавшем в СИЗО за организацию акций протеста). В 2011 г. Айнур Курманов вынужден был выехать в Россию из-за постоянных преследований на родине. Казахские спецслужбы пытались похитить его в декабре 2012 года в Москве.

Другой оппозиционер, лидер либеральной партии «Алга» Владимир Козлов осужден в 2012 г. на 7,5 лет тюрьмы, несмотря на протесты правозащитных организаций, в т. ч. Human Rights Watch. Незадолго до осуждения, в декабре 2011 г. Козлов подвергся направляемой властями атаке местных неонацистов, недовольных тем, что русский, представитель «нетитульной нации», вознамерился баллотироваться в президенты страны. Партия «Алга» была признана экстремистской и запрещена.

Но даже если человек не претендует на власть, а просто говорит правду о проблемах с правами человека, полицейских репрессиях и коррупции, он может стать мишенью для режима. Правозащитника Вадима Курамшина приговорили к 12 годам тюрьмы (несмотря на оправдание жюри присяжных), после того как он выступил с докладом о правах человека на совещании ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве, и много лет расследовал факты пыток в тюрьмах.

Общественного адвоката Зинаиду Мухортову отправили на принудительной психиатрическое лечение в сентябре этого года, несмотря на протест Совета адвокатов и юридических обществ Европы, а также группы «Альянс либералов и демократов за Европу» в Европарламенте. Глава Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис 3 года провел в тюрьме.

Возмущает, что власти ряда европейских стран, а также руководство Еврокомиссии, не обращают внимания на ситуацию с правами человека в Казахстане, и даже помогают преследовать оппозиционеров. Наиболее нашумевшим делом, едва не спровоцировавшем отставку хрупкого правительства Италии во главе с Энрико Летта в мае этого года, было задержание жены и дочери казахского оппозиционера Мухтара Аблязова в Риме. Они мгновенно были депортированы в Астану, несмотря на наличие разрешения на проживание в одной из стран ЕС. Фактически, они стали заложниками.

Мухтар Аблязов – бежавший в Великобританию казахский бизнесмен, в 2005-2009 гг. возглавлявший правление казахского БТА банка. В Казахстане его обвиняют в хищении средств банка. Установить истину в этом вопросе невозможно, ее в Казахстане имеет право определить только президент. В стране, где нет независимой судебной власти, и где процветает коррупция, легко расправиться с человеком, используя коррупцию как повод и также легко поверить в правдивость обвинений. В деле Аблязова с Казахстаном эффективно сотрудничают прокуратуры Украины и России, требуя от Чехии выдать Татьяну Параскевич. Ее обвиняют в причастности к хищениям Аблязова.

К сожалению, казахская нефть, как и нефть азербайджанская, затыкает рот руководству ЕС и многим политикам, представителям Европейской Народной партии, бывшему премьер-министру Великобритании лейбористу Тони Блэру, ставшему представителем интересов казахского Супер-Хана в развитых странах. Во время визита главы Еврокомиссии Жозе Баррозу 2-3 июня 2013 г. в Казахстан, представитель ЕС даже не встретился с представителями независимых СМИ и НПО.

На фоне продолжающихся репрессий в стране и перехода к режиму, подобному режиму Туркменбаши, Баррозу заявил:«Казахстан становится в наши дни все более важным партнером для ЕС в регионе, не только за счет торговли и инвестиций, но что более важно, как стабильная страна с проверенным послужным списком гармонии и терпимости, традиция которых восходит к периоду Великого шелкового пути». «Гармония и терпимость» режима Назарбаева лучше всего проявилась во время расстрела бастующих нефтяников Жанаозена.

Преступление без срока давности

Жанаозен – городок нефтяников в Западном Казахстане, находится недалеко от тех мест, где в середине ХІХ века отбывал ссылку Тарас Шевченко. 16 декабря 2011 г. полиция разогнала и расстреляла в этом городе демонстрацию протеста нефтяников. По официальным данным погибло 16 человек, по неофициальным –64. Полиция добивала раненых на месте. Это самое кровавое преступление в истории независимого Казахстана.

Факты намеренного расстрела в Жанаозене. Кровь и песок

Нефтяники местного предприятия «Каражанбасмунай» в 2010 г. потребовали улучшения оплаты и условий труда, и поскольку официальный профсоюз не поддержал их требования, начали создавать независимое профсоюзное движение. Представители компании и местной власти ответили на попытку создать профсоюз репрессиями–избиениями активистов, угрозами увольнения. Представители криминальных группировок убили профсоюзного лидера, у другого изнасиловали и убили дочь.

«Некоторые профсоюзные активисты повесились, не выдержав давления, часть уехала в Россию. Участие в независимых профсоюзах в Казахстане наказуемо. У меня есть предположения, что есть черные списки, в которые попадают те, кто участвует в профсоюзной деятельности. Им трудно затем найти работу. Виновников трагедии в Жанаозене наказали, но не основных. Режим нашел козлов отпущения, тех, кто был не так важен в существующей системе. Схема не новая» – рассказывает руководитель Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана Лариса Харькова, с которой удалось пообщаться после презентации в Киеве документального фильма «Жанаозен. Неизвестная трагедия».

Правда о Жанаозене. Запрещенный к показу в Казахстане

Стоит отметить позорный факт, что расстрел в Жанаозене одобрила Компартия Украины, представив его как попытку «оранжевой революции», инспирированной ЦРУ (версия, которая продвигалась властями Казахстана). Несмотря на критику со стороны союзных КПУ партий из разных стран мира, позиция симоненковцев не изменилась. Видимо клептократическое руководство КПУ одобряет массовые расстрелы рабочих.

Сейчас внимание правозащитных организаций приковано к судьбе Розы Тулетаевой, участницы забастовок в Жанаозене, правозащитницы, которая в 2012 году была приговорена к 5 годам лишения свободы. У Розы Тулетаевой аденома печени, но руководство колонии, в которой она содержится, отказывается предоставлять ей лечение. В кампании по освобождению Розы Тулетаевой участвуют оппозиционные профсоюзы Украины и России – Конфедерація вільних профспілок України, Конфедерация труда России, многие профсоюзные организации и политических активистов в странах СНГ и ЕС. 16 декабря в Европарламенте по инициативе депутата от Соцпартии Ирландии Пола Мёрфи (казахские власти уже запретили ему въезд в страну) пройдут очередные слушания о ситуации с правами человека в Казахстане.

«До сих пор не ясно, сколько в действительности человек погибло от рук карательных сил казахстанского государства. Имеются многочисленные заявления о применении пыток и жестокого обращения в отношении даже свидетелей обвинения, а также рабочих активистов, которых в итоге посадили в тюрьму, сделав их самих ответственными за то, что их убивали и увольняли власти Казахстана. Я буду продолжать говорить о создании независимой международной комиссии по расследованию всех аспектов того, что произошло в Жанаозене и призываю к немедленному освобождению Розы Тулетаевой» - говорится в обращении Мёрфи к общественности.

Власти Казахстана предпринимают усилия, чтобы окончательно уничтожить независимое профсоюзное движение. «После Жанаозена еще хуже стало. Принимают новый закон о профсоюзах, власти хотят, чтоб был один подконтрольный профсоюз. Речь идет о Федерации профсоюзов, которая поддерживает правящую партию «Нур Отан». Свободные профсоюзы хотят лишить регистрации. Только если профсоюз представляет более 50% трудового коллектива, он может участвовать в переговорах, иначе никаких прав у него нет . Хотят также ужесточить наказание за побуждение людей бастовать или выходить на митинг.»-рассказывает Лариса Харькова.

Она напоминает, что профсоюзную активистку, юриста компании «Каражанбасмунай» Наталью Соколову посадили в тюрьму по статье «за разжигание социальной розни». Только протесты в других странах способствовали замене ее срока на условный. Очевидно, что власти Казахстана хотят свести любую независимую профсоюзную деятельность к такой статье.

Лучшее место для либертарианцев и тиранов

Образ Казахстана, который господствует в мировых СМИ – государство, динамику развития которого даже не затронул кризис, начавшийся в 2008 г. Темпы роста в Казахстане конечно упали, но не ушли в минус, как в Украине. Тем не менее, благосостояние граждан в Казахстане никак не зависит от высоких темпов роста ВВП.

Несмотря на огромные кладовые полезных ископаемых, солидную индустриальную базу, доставшуюся от СССР, стратегическое положение, в Казахстане очень высокая безработица и внешняя миграция молодежи, особенно русских и украинцев. Ряд предприятий химической, текстильной и машиностроительной отрасли закрылись, растет доля сырьевого экспорта и зависимость от экспорта нефти.

Рынок потребительских товаров в значительной степени монополизирован китайской продукцией. В Казахстане работает множество китайских компаний (в упомянутом «Каражанбасмунай», работников которого расстреляли 16 декабря, тоже), инвестировавших в страну уже 20 млрд дол. Как в других регионах мира, их деятельности сопутствует пренебрежение правами работников, нарушение трудового законодательства, и садистское отношение к экологии.

Ближайшие реформы, намеченные в Казахстане– это приватизация всех вузов страны и передача в концессию всех больниц с правом выкупа через несколько лет, якобы для повышения качества и конкуренции между ними. Загнанное в угол, изничтоженное политическими репрессиями представители гражданского общества пытаются противостоять деформации социальной сферы. В планах Назарбаева также приватизация и превращение в прибыльные предприятия научных учреждений, тюрем (с таким политическим режимом они будут переполнены и высокорентабельны), дальнейшее повышение пенсионного возраста (сейчас 63 года).

Власти Казахстана, таким образом, решили полностью воплотить экономические идеи либертарианства, не отягощенного преградами демократии. Подтверждается тезис Наоми Кляйн о том, что идеи Милтона Фридмана лучше всего осуществляются на практике в той стране, где нет протестующих профсоюзов, недовольных НПО, использующих трудности правительства оппозиционеров, с их часто популистской риторикой. Страна, где все решает Супер-Хан, идеально подходит.

«Это режим, который делает все возможное, чтобы обеспечить существование отдельных личностей», - говорит о правлении Назарбаева Лариса Харькова. В Казахстане до сих пор жив племенной трайбализм, его использует власть. Казахи разделены на три Жуза (Младший Жуз – казахи западной части страны, Старший Жуз – казахи южных регионов, Средний Жуз–казахи северных и центральных регионов). «Представители Младшего жуза (Западный Казахстан, где находится Жанаозен), наименее представленного во власти, и подняли проблемы. В этом регионе много нефти, но качество жизни не соответствует вкладу региона в экономику страны, процветает криминалитет» - рассказывает профсоюзный лидер.

Казахстан становится плацдармом для воплощения масштабных экспериментов, последствия которых могут быть необратимыми. Альтернативой им может быть лишь борьба за социальное государство, против коммерциализации образования, науки и здравоохранения–тех сфер, доступ к которым обеспечивает равенство возможностей граждан. Но для этого нужно хотя бы пространство, где выполняются законы и есть независимые суды, условия для деятельности профсоюзов. Ни в одной из стран ТС, как и в Украине, этого нет.

Сторонников интеграции в ТС регулярно занимаются самовнушением о том, что правящие лица России, Беларуси и Казахстана обеспокоены строительством какого-то особенного проекта, который принесет величие стране и благосостояние каждому. Нет никакого особенного евразийского проекта, даже единство православия и сбор осколков СССР – пропагандистская уловка, рассчитанная на людей, пострадавших от последствий дикого капитализма и неолиберализма как его формы.

На самом деле, лидеров ТС беспокоит только неограниченная власть, благосостояние их семей, и как передать страну в наследство своим людям, если не детям. Таким образом, если вы мечтаете жить в Таможенном Союзе, возлюбите, пожалуйста, массовые расстрелы, вождей-клептократов, тюремный туберкулез и пытки, низкие зарплаты, за которые придется еще побороться, преследования независимых профсоюзов и СМИ. Слишком большая цена за евразийский бред. Казахи ее уже платят, на примере событий в Жанаозене, зачем платить нам? Лучше пожелаем освобождения Розе Тулетаевой и другим политзаключенным Казахстана.

Георгий Эрман Георгий Эрман , Журналист
LB.ua в соцмережах: