Спецтема
Фестивальные дневники

Йос Стеллинг: «Я снимаю всю жизнь одну картину»

17 июля известный нидерландский кинорежиссер и сценарист, один из самых неординарных авторов мирового кинематографа Йос Стеллинг провел творческую встречу в рамках Летней киношколы ОМКФ–2013.

Мастер-класс начался с поздравлений Йоса Стелллинга с днем рождения, который был у режиссера накануне. Признанный мэтр кинорежиссуры в жизни оказался добродушным и открытым человеком, лишенным снобизма. В ответ на нелепый вопрос из зала: «Я написал сценарий. Что мне с ним делать дальше?», Стеллинг нарисовал целую схему, на которой изобразил поэтапное создание сценария, дав при этом подробный комментарий относительно каждого.

Фото: Константин Дорошенко

Отец «новой волны» голландского кинематографа, как его часто называют журналисты, прошел долгий творческий путь. Йос Стеллинг учился в закрытой католической школе, в которой часто показывали фильмы 50-х. «Когда мне было лет 12–14, я увидел лучший фильм в своей жизни. Я был ошеломлен, я плакал. Пересмотрев его 5 лет назад, мое восхищение сменилось разочарованием», – погрузился в воспоминания голландский режиссер.

В кино Стеллинг-режиссер пришел в то время, когда голландской киношколы, как таковой, не существовало. Своим первым фильмом «Марикен из Ньюмейхен» дебютант громко заявил о себе, в первую очередь, из-за особого авторского стиля, на который тут же обратили внимание не только профессиональные кинокритики, но и отборочная комиссия Каннского фестиваля 1974 года, сразу включившая фильм в конкурсную программу.

Последующие работы Йоса Стеллинга: «Рембрандт. Портрет 1669» (1977), «Иллюзионист» (1983) и «Стрелочник» (1986) стали основой голландского кинематографа, явив его миру, благодаря удивительному таланту мастера. Историческая философская притча «Летучий голландец», повествующая о сложном жизненном пути человека, не принадлежащего условностям и устоям своего времени, по мнению профессиональных кинокритиков, входит в сотню лучших фильмов за всю историю кино.

На Одесский МКФ-2013 Стеллинг привез свою новую картину «Девушка и смерть» – историю любви голландской куртизанки и русского врача, которых сыграли Рената Литвинова и Сергей Маковецкий. Об участии в картине Ренаты Литвиновой режиссер сказал: «Мне нужна была сильная женщина, поэтому я подумал о РЛ. По сути, она играла саму себя, поэтому я решил: пусть делает то, что делает».

Режиссер отметил, что диалоги для картины специально переводились с голландского на русский и обратно с целью улучшения и обогащения языка, на котором они были написаны. Стеллинг признался, что диалоги – его не самая сильная сторона, поэтому он всегда привлекает людей для работы над ними. Картина «Девушка и смерть» – это реакция на все мои предыдущие фильмы», – подытожил рассказ о своей последней ленте господин Стеллинг.

В одном из своих интервью Стеллинг как-то сказал: «Я снимаю всю жизнь одну картину». Наверное, поэтому тема одиночества, звучащая в «Летучем голландце», «Стрелочнике» и многих других работах режиссера – это вечный мотив гениальных картин Стеллинга. «Одиночество – это болезнь нашего века. Благодаря таким фестивалям, как этот, мы имеем возможность хоть как–то избавляться от него», – отметил режиссер.

В самом начале лекции господин Стеллинг безапелляционно заявил: «Режиссура – это мужское дело. Смотреть фильмы – удел женщин».

На ОМКФ у всех зрителей, вне зависимости от пола, есть возможность насладиться особой эстетикой «Девушка и смерть».

Александр Михедов,

Школа кинокритиков ОМКФ

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram