Украинцам присуща искренняя вера в чудо. Видимо, это защитная реакция на окружающую действительность. Мы верили в 1991-м, в 2004-м, в 2014-м. Верили в то, что ещё чуть-чуть, и станет совсем хорошо. У нас ведь огромный потенциал, мы прекрасный, трудолюбивый, хорошо образованный народ, даже нация, как принято сейчас говорить. А тем временем реальность всё больше отрывалась от мечты. И оторвалась настолько, что по данным ряда исследований реальный ВВП Украины (используя методику подсчётов Мирового банка) за годы независимости сократился на 35 процентов - более всех остальных стран мира. То есть в этом отношении мы даже перегнали Зимбабве и Центральноафриканскую Республику. Конечно, у нас были разные стартовые позиции, и сравнивать Украину с Зимбабве некорректно, но по темпам падения мы их превзошли. А если добавить к этому 166 место в мире в рейтинге экономической свободы, картина становится законченной.
Никто не хочет верить в то, что европейский уровень жизни не суждено увидеть уже в этом поколении. Раньше говорили о периоде в 3-5 лет. Сейчас начали соглашаться на 10-20. Юлия Мостовая написала о том, что рассвет начнётся уже в этом десятилетии. Хорошо бы, непонятно только, по какой причине – для этого нет пока никаких предпосылок.
Экономика – вещь инерционная. Очень часто следующий президент пожинает плоды того, что заложил предыдущий. Но у нас так не хотят. Нам нужно всё и сейчас.
Представьте себе, сколько лет нужно для того, чтобы привести в порядок дороги страны, приведя их к европейским нормам? Построить нормальные вокзалы с подземными парковками при них, сменить подвижной состав Укрзалізниці? Сколько лет для того, чтобы создать нормальную медицину? Провести обновление жилищного фонда? А ведь ещё даже не начинали.
Лет пятнадцать назад я купил небольшую брошюру «Что ждёт мир в 2025 году», подготовленную Американским Национальным советом по разведке. Прогноз состояния экономики по Украине, Молдове и Беларуси был простым – медленная, вялая стагнация. Тогда никто не мог предсказать российской агрессии, аннексии Крыма, обвального падения экономики вследствие этого – и вследствие отсутствия реформ после этого. ВВП страны со 183 миллиардов долларов в 2013 году сократился до 93 к концу 2016-го. Ежегодный прирост ВВП на 3%, обещанный Арсением Яценюком, когда он был ещё премьером, никак не решит проблем. Да его и нет.
Всё в стране очень долго будет примерно так, как сейчас. Возможно, немного лучше, возможно, немного хуже, но в целом так же. Это нужно понимать, к этому нужно быть готовым. Ни о каком уровне сегодняшней Польши, например, в ближайшие 40-50 лет и думать нечего. Трудно представить, сколько сотен лет нужно, чтобы выйти на уровень Германии или Франции. Благосостояние в Европе накапливалось сотнями лет, почему у нас это должно произойти быстрее? В стране, пережившей две сокрушительные войны, семьдесят лет социализма, да и до этого не блиставшей экономически? Даже Южной Корее, с которой сейчас часто сравнивают Украину, понадобилось около 50-ти лет непрерывных усилий. У нас пока никаких непрерывных усилий не наблюдается, а статистика показывает, что движение пока идёт в другую сторону.
И ещё один важный момент. Политические системы в странах Европы являются следствием всех происходивших ранее исторических процессов, в которых принимали участие элиты. Именно элиты, создававшиеся столетиями – дворянские и купеческие династии, аристократия - определяли курс движения страны. Никто не призывал кухарок для управления государством. И, тем не менее, сорок лет социализма капитально отбросили назад в развитии Чехию и Словакию, Польшу и Румынию, Болгарию и страны Балтии. Что же говорить о нас, о стране, где, кроме западной части, которую можно назвать Украинской Прибалтикой, коммунизм строили почти семьдесят лет со всеми вытекающим последствиями в виде негативной селекции населения, когда лучшие либо покинули страну, либо были уничтожены?
Поэтому сегодня у нас есть лишь зачаток новых элит – а у власти находятся даже не пост-, а в основном бывшие комсомольцы и коммунисты, с инстинктом, приобретённым в 90-е – отобрать и поделить. На формирование новых элит с европейскими взглядами и ценностями тоже нужно время. Десятки лет. Несколько поколений.
Недавно Валерий Пекар в своём Фейсбуке перечислил пять сценариев гипотетически возможных действий, которые могут привести к позитивным изменениям в стране. Среди них – переход на государственную службу активных граждан, создание новой политической партии, военный переворот во главе с просвещённым диктатором, примирение с действительностью и эмиграция. Безусловно, для реальных изменений самыми действенными являются первый и второй варианты, но это тоже требует участия в процессе новых элит, которых пока ну никак не достаточно.
А пока - мы хотим сделать в своём доме ремонт и постоянно нанимаем строителей, которые обещают сделать его в рекордно короткий срок, но у которых нет ни проекта, ни соответствующей квалификации – более того, они постоянно воруют стройматериалы.
Именно жажда немедленного чуда заставляет украинцев вновь и вновь голосовать на выборах за популистов, у которых нет никакой экономической программы, кроме как снова отнять и поделить.
Нужно понять, что быстро не будет. И настраиваться на долгую созидательную работу. Эволюцию, не революцию.