Не меньшей популярностью пользуется в Берлине Уэс Андерсон, чьим новым фильмом “Отель Гранд Будапешт” открылся нынешний киносмотр. Выбор такого фильма открытия для такого заполитизированного фестиваля, как Берлинале, конечно, необычный. Андерсон – визионер и трюкач, ему чужды социальные истории, которые здесь очень любят. Тем не менее, он в Берлине, равно как и его дрим-тим актеров (и то - неполный: концентрация знакомых лиц в “Отеле Гранд Будапешт” зашкаливает): Ральф Файнс, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Уиллем Дефо, Сирша Ронан, Эдвард Нортон и Джефф Голдблюм.
Отстояв немаленькую, но очень бойкую (в начале фестиваля у всех есть силы на “потолкаться”) очередь на пресс-показ и посмотрев фильм, LB.ua констатирует: если раньше могло казаться, что Андерсон - великовозрастное дитя и балуется сочинительством сказок для взрослых, то в этом фильме он резко повзрослел. Визуальная составляющая осталась на месте, не переживайте: идеально выстроенные композиции теперь вписаны в классический квадратный формат. Только в самой истории, выдуманной режиссером, стало больше горечи: “Отель Гранд Будапешт” оказался фильмом про тоску по утраченной красоте и любви.
Детективная история под душевные звуки балалайки (действие происходит в вымышленной стране Зубровке где-то в Восточной Европе) становится не просто калейдоскопом актерских ролей и внутрикадровых красот, но своеобразной одой периоду перед Второй мировой войной. Как Вуди Аллен в “Полночи в Париже” выбрал Париж 20-х годов, так Уэс Андерсон выбирает шикарную гостиницу, апофеоз фешенебельности и уточненности, в конце 30-х. Поводом для ностальгии, если верить режиссеру, послужила литература Стефана Цвейга: ему даже посвятили отдельный титр в фильме.
При этом “Отель Гранд Будапешт” не такой задорный, как остальные фильмы Андерсона. Несмотря на яркие краски и подчеркнутую условность происходящего (в некоторых кадрах видно, что фон – ненастоящий, а картонный), история вырисовывается довольно мрачная: с убийствами, нагрянувшей войной и атмосферой не привычного андерсоновского саркастического балагана, а, скорее, “Сияния” Стенли Кубрика. То и дело ждешь, как из-за угла выглянут близняшки в голубых платьицах.
В украинский прокат фильм, говорят, выходит в середине марта, что, безусловно, радует. Другая большая берлинская премьера - первая часть одиозной “Нимфоманки” Ларса фон Триера – тоже должна выйти скоро на украинские экраны: 20 февраля. Правда, в урезанной продюсерами версии, но и эта версия, поговаривают, оправдывает все возложенные на нее надежды и чаяния.
"Нимфоманка" Триера – хоть и проходит вне конкурса – гвоздь берлинской программы. Что и говорить, несмотря на то, что Триер отказывается общаться с прессой после печально известного скандала в Каннах, его новый фильм раскрутили не хуже какого-нибудь голливудского блокбастера. Когда будет "Нимфоманка" и можно ли на нее достать билеты – два главных вопроса Берлинале-2014.
Прессе новый фильм датского хулигана покажут 9-го числа и хочется надеяться, что смертоубийства не случится и места хватит всем. Сегодняшний ажиотаж перед пресс-показом и пресс-конференцией доказал, что каннская система аккредитаций хоть и вызывает бурю возмущения в глубине души, но все же работает безотказно. В Берлине, где все равны пред красным (есть еще розовый, но черт знает, чем он отличается от красного) бейджем "пресса", очереди на показы расширяются на вдоль, а в ширину, в результате чего при определенном скоплении людей начинаешь испытывать затруднения не то, что с движением – с дыханием. Впрочем, старожилы говорят, что на их памяти это первое берлинское столпотворение перед фильмом открытия. Стоит ли говорить, что билеты на "Отель Гранд Будапешт" раскуплены наперед.
Но не "Отелем" и "Нимфоманкой" едиными. В конкурсной программе в этом году – новый Линклейтер, новый фильм Клаудии Льосы (у которой уже есть берлинский "медведь" за "Молоко скорби"), Алан Рене, куча азиатского кино и много чего другого. Украины ни в одной из фестивальных программ нет, вопреки завышенным ожиданиям от кинематографических реформ, но тут уже ничего не попишешь: авось в следующем году повезет больше.