ГоловнаБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Фестивальные дневники

ОМКФ: В поисках великой красоты

Фаворитом четвертого ОМКФ по-прежнему остается индийский фильм “Ланчбокс” - средний балл оценок зрителей составляет 4,6 - пока что никому не удалось даже приблизиться к этой цифре. Вполне возможно, что уже сегодня, после показа российского фильма Александра Велединского “Географ глобус пропил” все изменится - все-таки российское кино здесь любят.

Между тем, в среду, 17 июля, в Одессе состоялась украинская премьера долгожданного биографического фильма “Параджанов”, снятого при участии Украины, Франции, Армении и Грузии. Хитом внеконкурсной программы стала картина “Великая красота” Паоло Соррентино, привезенная из конкурсной программы Каннского кинофестиваля. Как ни странно, у этих фильмов есть кое-что общее - попытка найти красоту в угасающем, в случае Соррентино, или довольно отвратительном, в случае фильма о Параджанове, мире.

Кадр из фильма Великая красота
Фото: Festival de Cannes
Кадр из фильма Великая красота

“Великая красота”, желающим взглянуть на которую пришлось отстоять каннских размеров очередь перед фестивальным дворцом, даже по второму просмотру утвердилась в статусе одного из лучших фильмов этого года. Это очень большое и красивое, но вместе с тем очень тонкое кино: в первый раз оно смотрится как прощание с умирающей Европой, не в силах больше справляться с грузом истории и культуры, желающей освободиться от их оков и прильнуть к чему-то действительно прекрасному и свежему. Во второй раз оно смотрится как трагедия одного человека, масштабы которой несоизмеримы с гибелью какой-то там Европы.

Несмотря на свой возраст - 65 лет, - главный герой, писатель и журналист Джеп Гамбарделла выражает чувства многих людей и младше его. Живя возле Колизея, нося шикарные костюмы, общаясь с элитой римского общества, будучи умным и образованным человеком, гуляя по Риму в сопровождении безумно красивой закадровой музыки, Джеп не может найти ту “великую красоту”, которая однажды сподвигла его написать книгу. 40 лет он ищет красоту, становясь все более циничным, не находя ее.

В каком-то смысле “Великая красота” напоминает последний сезон сериала “Безумцы”, в котором проваливающийся в пропасть Дон Дрейпер наконец осознает корень своих проблем и, что называется, возвращается к истокам. Джепу Гамбарделла тоже придется это сделать. “Вы знаете, почему я ем корни растений? - спрашивает у него 104-летняя Сестра Мария, приехавшая в Рим получать награду от католической церкви. - Потому что корни важны".

Кадр из фильма Параджанов
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Параджанов

Гонимым поиском красоты для съемок своих фильмов и для того, чтобы полноценно существовать в принципе, предстает Сергей Параджанов в байопике, снятом Еленой Фетисовой и Сержем Аведикяном. Перед началом вечернего показа, Фетисова заявила, что этот фильм - то, каким его создатели видят великого режиссера, и пожелала каждому найти в нем “своего Параджанова”. Впрочем, вполне вероятно, что каждый “своего Параджанова” нащупал, посмотрев его фильмы, а не эту весьма сомнительного качества картину. И правильно сделал.

“Параджанов” был весьма абмициозным проектом - с бюджетом около двух миллионов евро (из них 11 млн грн получены из госбюджета после победы на конкурсе, организованном Госкино), громкими заявками на участие в Каннском кинофестивале (фильм подали в три конкурсные программы, ни в одну из которых его не взяли) и прочими атрибутами украинских полнометражных премьер.

Судя по реакции зрителей на показе, байопик о Параджанове - вещь действительно долгожданная: они громко приветствовали создателей фильма, вышедших на сцену представить свою работу, бурно реагировали на пассажи главного героя, вроде “я - украинский националист”, и так далее. Неизвестно, впрочем, разделит ли восторг фестивального зрителя зритель обычный, которому предоставится возможность посмотреть “Параджанова” в прокате уже в октябре.

Между тем, даже имея двух режиссеров, фильм, по всей видимости, не обзавелся хоть сколько-нибудь приличным сценарием, потому что все показанное на экране попросту не складывается в одну историю. Врываясь в жизнь режиссера в момент, когда он решает снять “Тени забытых предков” (называя его “самым лучшим украинским фильмом”), и заканчивая перемешивать события из жизни Параджанова в довольно странную смесь из фильма и анимации, когда он получает награду в Париже, режиссеры фильма так и не смогли показать, “своего” Сергея Параджанова.

В фильме Фетисовой и Аведикяна (сыгравшего, к слову, еще и главную роль) Параджанов якобы борется с какой-то Системой в попытках обрести утраченную творческую свободу. Но, как ни странно, их Параджанов выглядит противоположным образом - плывет по течению, каждое событие снабжая остроумным описанием, не очень ловко исполненным Сержем Аведикяном.

Кто такой Сергей Параджанов, почему он оказался в такой ситуации, за что его посадили, за что весь мир любит его фильмы, почему он, именно он, является предметом постоянной гордости и ностальгических вздохов украинских киноманов, на протяжении нескольких десятков лет ждущих фильма, который смог бы хотя бы встать на ту же ступеньку, что и “Тени забытых предков”, - все это можно было хотя бы попытаться показать в “Параджанове”. Но либо из-за конфликтов внутри съемочной группы, либо из-за слабости Фетисовой и Аведикяна как кинематографистов, фильм вышел настолько беззубый и настолько пресный, что лучше бы его не было.

Слабость украинской кинематографии, стоящей за спиной Елены Фетисовой, и тот факт, что Серж Аведикян до “Параджанова” снимал преимущественно анимационные короткометражки, сделали свое дело, что и говорить. Обидно только, что из масштабного и важного для Украины проекта опять слепили нечто совершенно неудобоваримое, выдавая это за кино. “Параджанов”, между тем, это все, что угодно, но только не кино.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram