Спецтема
Фестивальные дневники

Дьявол в деталях

Вполне вероятно, что в этом году “Стокер” получит Оскар. А может, и несколько.

Произведение Вентворта Миллера, на основе которого Пак Чхан Ук снял “Стокера”, в 2010 году попало в топ-5 рейтинга лучших нереализованных сценариев. Теперь можно уверенно сказать, что история не напрасно дожидалась своего режиссера. “Порочные игры” – так в русскоязычном прокате называется фильм – без сомнений, порадует любителей триллеров.

В меру предсказуемая история столкновения темного прошлого с неопределенным настоящим очень правильно разворачивается во времени: выверенный ритм до самого конца держит в напряжении, нити повествования не ускользают из рук. Несмотря на то, что определение злодея не составляет особого труда, его характер раскрывается постепенно и оказывается куда более сложным, чем представлялось в начале. Более того, в какой-то момент граница между героем и антигероем вовсе исчезает.

“Порочные игры” затягивают с головой. Секрет такого вовлечения – виртуозная работа со зрением и слухом. Чувственное восприятие достигает уровня “Амели” Жана-Пьера Жене. Во время просмотра возникают околокинестетические ощущения: хруст яичной скорлупы и свернутой шеи; дыхание, захваченное винным бокалом, и остановленное петлей кожанного ремня; пробитый иглой мозоль и проткнутая заостренным карандашом рука. Эффект присутствия в чистом виде.

Визуальная часть отсылает к золотому веку Голивуда, когда дизайн не только соответствовал определенным эстетическим нормам, но и дополнял историю очень важными деталями. Бонус для самых наблюдательных: разбросанные подсказки заблаговременно сообщают о будущих поворотах в истории. К примеру, символическое использование цвета предупреждает зрителя о надвигающемся преступлении и обозначает его жертву.

Детали здесь очень важны и по той причине, что в этом – вся главная героиня. Индия – образец наблюдательности. Хорошо понять ее характер возможно только сосредоточившись на мелочах, взяв их на оптический прицел.

Пак Чхан Ук – к месту и в меру – использует и другие классические приемы Голливуда: монтажные склейки типа graphic match (пряди волос превращаются в траву), поддержку сильной музыкальной темой (композицию, которую исполняет Индия и Чарли, написал Филипп Гласс), флешбеки, в нужный момент объясняющие потенциально непонятные моменты, и, конечно же, завораживающий цвет струящейся крови.

“Стокере” – это интересная история, беспощадно эксплуатирующая чистый визуальный язык и хороший звук. Это крайне важно для кино во времена огульного злоупотребления спецэффектами. Приятно видеть, когда знания используются разумно и по назначению. Вполне вероятно, что в этом году фильм получит Оскар. А, может, и несколько.

Андрей Пелюховский,

Школа кинокритиков ОМКФ

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram