Отношение к Тэтчер в Великобритании очень непростое, что уж говорить о соседней Ирландии. Кто не в курсе, за что в Ирландии не любят экс-премьер-министра, который вытащил Британию и кризиса, посмотрите фильм Стива Маккуина “Голод” с Майклом Фассбендером. Свое негативное отношение к покойной главе правительства активно высказывают в Белфасте, Глазго и даже в Лондоне, устраивая праздники, разрисовывая стены надписями вроде “Iron Lady? Rust in peace” (“Железная леди? Ржавей с миром”) и слушая песню “Дин-дон, ведьма мертва” из “Волшебника страны Оз” (после смерти Тэтчер песня попала на вершины музыкальных чартов).
Впрочем, ругаться с мертвой Тэтчер - занятие неблагодарное, поэтому британцы предпочитают ругаться с действующим правительством, решившим потратить такие большие деньги на королевские похороны для экс-премьера. Возмущенные граждане Соединенного королевства подписывают электронные петиции против государственных похорон, а во время самой процессии, которая пройдет завтра по Лондону, собираются демонстративно повернуться к ней спиной.
Но самое интересное - это разгорающееся негодование работников культуры Великобритании, вдруг осознавших, что 10 млн фунтов стерлингов, выделенных на похороны не слишком любившей культурную сферу Маргарет Тэтчер, это - без 1,6 млн - сумма, на которую планируют урезать бюджет Совета искусств Великобритании (Arts Council Britain) до 2015 года.
В декабре 2012 года министерство культуры, медиа и спорта Великобритании объявило о сокращении бюджета Совета искусств - на 3,9 млн фунтов в 2013 году и 7,7 млн фунтов - в 2014. Как Совет планирует возмещать такие суммы - станет известно уже в следующем году, но уже сейчас в Великобритании говорят о повсеместной экономии на культуре и необходимости культурных заведений зарабатывать как можно больше денег как на продаже билетов на события, так и на сопутствующей деятельности (кафе или продажи книг, например).
Это вполне соответствует взгляду самой Маргарет Тэтчер на сферу культуры, если верить Майклу Биллингтону, автору интересной статьи о влиянии Тэтчер на культуру Британии в Guardian. В 1987 году министр культуры в ее правительстве, Ричард Льюс заявил, что единственной проверкой культуры на успех будет количество привлеченных зрителей. Сама премьер-министр, в ответ на жалобы Питера Холла, директора Королевского Национального театра, о недофинансировании, ставила в пример Эндрю Ллойда Уэббера, удачного менеджера, известную личность и человека, всегда умевшего зарабатывать деньги.
“Мне нравятся многие работы Ллойда Уэббера, - пишет все тот же Майкл Биллингтон. - но кажется, именно из-за него мюзиклы стали доминирующей формой в Великобритании 1980-х, так как воплощали тэтчеризм в действии: это был триумф индивидуализма и рентабельности”.
В общем, в Британии явно неспроста возник кризис драматургии. Хвала вселенной, Royal Court нашел в себе силы заказывать актуальные пьесы молодым драматургам, пережил кризис (не без помощи Национальной лотереи и того же Совета искусств в 90-х) и может позволить себе читать и грузинские пьесы, и украинские, и обещать вернуться в Украину за новыми талантами.
“Рентабельность”, требования от культурных институций “зарабатывать деньги”, многомиллионные сокращения бюджетов на культуру. Ничего не напоминает? Медиасрач, разгоревшийся на фоне похорон Маргарет Тэтчер, вполне ложится на украинские реалии - разумеется, с кучей оговорок. “Хорош скыглыты, - сказал бы на это умудренный сединами председатель украинского правительства, - берите лопаты и копайте”. Как могильщики в “Гамлете”.
Я бы на месте министра культуры Леонида Новохатько обязательно сослалась на передовой опыт Великобритании в сфере культурного менеджмента. У всех кризис - и у нас кризис. С той лишь разницей, что у нас вместо Ллойда Уэббера и его “Призрака Оперы” Михаил Поплавский и его конкурс “Крок до зірок”, а министры требуют деньги с музеев не после многолетних инвестиций, а до.
“- Можно утром стулья, а вечером деньги? - Можно. Но деньги вперед”.