В этом блоге я не соблюдаю правила, о которых сам пишу. Это что-то вроде тезисного конспекта лекции.
Сегодня классическое деление СМИ на телевидение, радио и принт не действует. Все СМИ становятся мультимедийными. У ВВС есть мощный интернет-портал, а у The Guardian - видео на сайте. Хотя в первом случае все начиналось с радио, во втором - с газеты.
Текст для разных носителей должен быть разным. То, что легко читается на бумаге, уже с большим трудом читается на планшете и вообще не читается на экране ПК или смартфона.
Заголовки для сети:
- не такие как в принте, "сжатые", более концентрированные,
- информативные, аккуратные, короткие и ясные, НЕ загадочные или слишком умные,
- понятные вне контекста,
- начинаются с ключевых слов (допустима инверсия ради акцента на ключевых словах),
- хорошо, если начинаются с известных имен - это привлекает внимание
(Обама: конгресс должен принять медреформу
лучше чем
Конгресс должен принять медреформу, говорит Обама).
Вопросительные знаки в заголовках можно использовать только там, где идет рассмотрение нескольких вариантов развития событий, где есть какая-то дискуссия, то есть в более аналитических и обзорных текстах (Мельниченко - герой или предатель?). Напротив, заголовок вроде "Янукович умер?" неприемлем. Он говорит о том, что журналист поленился проверить информацию. В редких случаях, когда сообщение очень важное, но его сложно проверить, надо давать отсылку на источник в заголовке (Reuters: сын Каддафи погиб в перестрелке), без использования вопросительного знака.
Восклицательные знаки в заголовках не используют, но важность новости можно показать шрифтом или цветом.
Лучше использовать разные заголовки для одного и того же текста для главной страницы (или для версии для мобильных платформ) и внутри текста. В первом случае заголовки более короткие.
Подзаголовок:
- Не повторяет заголовок, расширяют его смысл.
- В идеале – 1 предложение.
- Суммирует историю и намекает на другие важные детали сообщения, даже если они будут описаны в бэке.
- Показывает, почему новость интересная и важная.
Что помогает читателю "сканировать" ваш текст:
- Разбивка на абзацы.
- Видео.
- Инфографика.
- Цитаты.
- Подзаголовки для длинных текстов.
- Справки.
- Репортажи, мнения по теме.
- Словарь сложных терминов.
- Вопросы-ответы (ЧАВО).
Особенности конвергенции ТВ и web'а
ТВ - восприятие линейное, переключаетесь раз в 30-120 минут.
Веб - восприятие активное, нелинейное, когда "серфите", вы меняете страницы каждые 10-20 секунд.
Вывод: не надо полностью расшифровывать видео, достаточно будет дать короткую новость на его основе, а сюжет поставить рядом с новостью. Но весь сюжет ставить тоже незачем - лучше выбрать самые ярки моменты для иллюстрации. (Например, в случае 11 сентября когда падают башни и бегут люди, а не большой сюжет из выпуска новостей с морем комментариев).
Бонус для тех, кто дочитал - руководство ВВС для журналистов, которые пишут на сайт: