На фоне, мягко выражаясь, отсутствия деятельности вновь созданного государственного Агентства по туризму и курортам, инициативу по созданию системного национального проекта развития в этой сфере взяли на себя Ассоциация городов Украины, Совет по вопросам туризма и курортов и Украинский союз промышленников и предпринимателей. Они не просто собрали в Ялте руководителей органов местного самоуправления почти 50 украинских городов для обсуждения всего круга проблем формирования конкурентоспособного городского турпродукта и его продвижения на рынке, но предложили абсолютно новую философию для отечественного туризма, где основой развития становится конкретный город. А понятие «туристическая Украина» становится менее абстрактным, поскольку являет собой коллекцию ярких и привлекательных городов и селений.
Стороны подписали документ под названием Национальная туристическая инициатива. Он предусматривает создание системы сотрудничества между туристическими городами, профессиональной туриндустрией и любым другим большим или малым бизнесом, предлагающим продукты или услуги для туриста. К этому документу сразу же присоединилось около 40 городов страны – от Черновцов до Святогорска, от Чернигова до Евпатории. Национальная туристическая инициатива охватывает все направления от развития инвестиций и подготовки кадров до взаимной информационной поддержки.
Первый проект в рамках этого сотрудничества предложен руководством Киева и носит название «Плюс 1 миллион туристов». Украинская столица готова предоставить другим городам страны серьезную информационную поддержку – рубрики в городских газетах, эфир на местном телевидении, наружную уличную рекламу и рекламу на транспорте, ожидая подобных встречных шагов от других городов (они, кстати, все без исключения, поддержали такую идею). По расчетам экспертов, результатом только этого проекта станет рост загрузки отелей во всех регионах страны на протяжении следующего года на 1 миллион внутренних туристов.
Приблизительный годовой объем информационного ресурса украинской столицы, который будет сконцентрирован для этих целей, превысит 2 миллиона долларов США. Соответственно, другие города только для рекламы Киева на внутреннем рынке предложат почти такие же возможности (делаем поправку на более дешевую рекламу в регионах). Если же к этому формату добавятся эффективные аналогичные схемы прямого сотрудничества между другими городами Украины, то общая оценка такой информационной кампании может, по оценкам, достичь 5 млн. долларов. Такого финансирования на центральном уровне отечественный туризм дождется еще не скоро – достаточно сказать, что сейчас в проекте бюджета фигурирует сумма порядка 3 млн. гривен, большая часть которой уйдет на содержание аппарата Агентства.
Но было бы неправильно ограничить сотрудничество только взаимной рекламной поддержкой – сегодня мы нуждаемся в создании качественного туристического продукта города и формировании эффективной системы управления дестинациями (так терминология определяет города, привлекающие потоки туристов). И здесь необходимо сделать немало шагов – от разработки профессиональных мастер-планов развития большинства наших центров туризма, их правильного территориального зонирования до подготовки кадров на всех уровнях и внедрения новых информационных технологий. Здесь и города, и профессиональные ассоциации сферы туризма имеют серьезных зарубежных партнеров, оказывающих Украине техническую помощь. Это и программа ЛИНК USAID (которая оказала финансовую и организационную поддержку проведению этой конференции), и Немецкое бюро международного сотрудничества, и Представительство Европейского Союза и многие другие международные структуры, которые оказывают вполне реальную и эффективную поддержку проектам местного развития.
Разумеется, серьезным партнером в этом процессе выступит сам туристический бизнес – главными союзниками станут мощные гостиницы и национальные гостиничные цепочки, авиакомпании, несколько десятков туроператоров, системно работающих на развитие украинского рынка. Стоит подчеркнуть, что большая часть туристических компаний, которые работают на выезд, находятся вне этого процесса – и, по сути, являются конкурентами украинской национальной туриндустрии.
Инициаторы Национальной туристической инициативы уверены, что благодаря совместным усилиям всех упомянутых выше сторон уже в самое ближайшее время стоит ожидать серьезного оживления на отечественном рынке, больше активности и творчества почти у сотни украинских городов, которые имеют все предпосылки для того, чтобы занять достойное место на внутреннем рынке туризма. А именно с создания конкурентоспособного продукта внутри страны и начинается путь к успеху и признанию на мировых рынках.