Например, если в коррумпированной экономике Украины деньги решают всё, то большинство граждан оказывается, грубо говоря, за бортом благополучной жизни того очень тонкого слоя счастливчиков с большими деньгами. Все остальные украинцы – чужие на этом празднике жизни олигархов. Соответственно неуклюжие попытки политиков и крупных чиновников-коррупционеров применить либеральную модель в украинской экономике быстро привели к ее деградации. Поскольку олигархам удалось парализовать государственную волю. Более того, в настоящее время общество особенно остро стало понимать, что грубой ошибкой было внедрение доктрины, в которой закладывалась идея, дескать, любое государственное вмешательство вредно для экономики. В частности, власти до сих пор, по сути, отказались от государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий, прикрываясь коррупционными схемами и сомнительными механизмами госрегуляторов. Однако общество стремительно меняется, и эти изменения свидетельствуют о том, что возможности для радикальных действий только возрастают.
В то же время, чем монолитнее олигархическая система, о чем нам каждый день вещает телевизор, тем больший выигрыш дает радикализм. Это становится уже не пожеланием, а необходимостью для большинства наших граждан. Ведь радикальные решения дают и радикальные результаты, здесь как нигде работает правило: «Все или ничего». Плюс мы наблюдаем лавинообразное развитие кризиса и получаем его новые механизмы.
Поэтому очень быстро и кардинально должны меняться методологии оценки рисков. Но этого не происходит. И, не имея альтернативных решений, Кабмин сегодня выбирает между плохим и очень плохим. Что очень плохое? Это заставить рискнуть украинцев, не привыкших за последние десятилетия к таким сильным затягиваниям поясов, через определенное время столкнуться с проблемой элементарного голода. А что такое плохое на данном фоне? Это запуск печатного станка неограниченное количество раз и разгон маховика инфляции. К сожалению, в текущих реалиях министры думают и действуют только в таких категориях.
Соответственно, неверные экономические решения и риски в Украине продолжают расти. И может скоро так оказаться, что наша система разделения труда станет настолько сложной, а вернее запутанной, что при недоразвитой национальной финансовой системе её уже поддерживать будет невозможно. Сейчас мы видим, что ресурсы НБУ по рефинансированию банков практически иссякли, иными словами, экономику далее стимулировать нечем.
Думаю, уже всем ясно и понятно, что давно пора придумывать что-то новое и, возможно, радикальное. Но, чтобы появилось что-то новое, его нужно делать. С чего начинать? Я бы, прежде всего, взялся за решение ключевых проблем экономики Украины. Например, с фундаментальной точки зрения решил бы проблемы внешних и внутренних долгов, стабилизировал уровень дефицита госбюджета, сократил объем проблемных активов корпоративного сектора экономики и т.д. Итак, в первую голову оздоровление экономики, т.е. улучшение состояния бюджета, а затем - выбор новой экономической системы. И, конечно, сейчас ключевой вопрос, как сложить такую систему, при которой общество доверяло бы власти, а богатые не презирали бы нищее население?
Думаю, теперь этот путь поиска ответа на данный вопрос будет радикальным и достаточно жестким. Ведь там, где меньше всего ожидали неудач лидеры США и Евросоюза и где они столкнулись с почти непреодолимыми препятствиями – это деолигархизация Украины. Свои просчеты они уже видят, но никогда не смирятся с таким неожиданным и позорным поражением, т.к. ни американские, ни европейские элиты никогда не будут считать украинских олигархов равными себе. Уже только потому, что их системы ценностей совершенно противоположные.
Уверен, и наши олигархи сейчас всё это прекрасно понимают. Однако, какой может быть выход из этой ситуации? Анализируя действия Америки последних лет так десяти на международной арене, не трудно предположить, что они легко могут использовать неоднократно проверенный и эффективный способ, а именно - силовое уничтожение олигархического уклада в Украине. Последние события - тому убедительное подтверждение.