ГоловнаБлогиБлог Альберта Фельдмана

Отрыжка фашизмом

Перекормив Восточную Европу национализмом, Запад теперь искренне негодует, что та же Польша не соблюдает правила этикета за общеевропейским столом.

Фото: EPA/UPG

Реакция прессы и политиков «старой Европы» и Северной Америки на 60-тысячный «Марш Независимости», который прошёл в Варшаве 11 ноября, была весьма резкой. Причин этому сразу несколько. Во-первых, само количество участников ультраправой акции было ошеломляющим для той же Германии, где подобные мероприятия собирают от силы несколько тысяч людей. Во-вторых — это лозунги марша, которые просто невозможно представить на улицах западноевропейских мегаполисов: «Белая Европа братских наций», «Молимся за исламский холокост!» и т. п. Кроме этого, европейскую и американскую публику, которая в этот день отмечала 99-летие окончания Первой Мировой Войны, поразило разительное отличие акций в Париже и Лондоне от происходящей в Варшаве.

Однако попытки Запада разобраться в причинах «неожиданных» проявлений фашизма в Польше очень напоминают действия человека, который с тяжелой после похмелья головой пробует сориентироваться во времени и пространстве. Ведь на протяжении последних двух с лишним десятилетий Европейский Союз, а особенно США делали все, чтобы разбудить национальные чувства в странах Восточной Европы. Образно говоря, Францию и Германию кормили «паштетом толерантности», а страны «Вышеградской четверки» и Балтии — «грубой пищей национализма». Оба процесса шли под громкие тосты за демократию, именно поэтому «изжога и отрыжка» фашизмом в Польше стали неприятным сюрпризом для ее западных партнёров.

При этом политиков, находящихся у власти в странах Западной Европы, больше всего насторожило то, что их польские коллеги фактически солидаризировались с участниками марша. К примеру, министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак назвал акцию «прекрасным зрелищем», которая свидетельствует о свободе и демократичности польского государства. При этом полиция в Варшаве задержала несколько противников «Марша независимости», которые стояли на пути его следования с антифашистскими лозунгами.

Что же касается Украины, то тут знаковой является не столько реакция политиков (большинство из них марш попытались марш не заметить, а националисты привычно разразились антипольской риторикой), сколько освещение марша польских ультраправых в украинских СМИ. Большинство из них акцентировало внимание на лозунгах типа «Польша для поляков» и «Помним Львов и Вильнюс», тогда как откровенно ксенофобские проигнорировало. Редакторов можно понять: ведь под под транспарантами точно такого же содержания, но на украинском языке, в Киеве и Львове маршируют местные ультраправые, которые, как и польские, ныне находятся под покровительством власти.

Есть ещё одна интересная параллель между Украиной и Польшей в отношении подобных маршей: власть прямо обвиняет оппозицию, критикующую фашистские акции, в работе на внешние силы. Единственное отличие — в Киеве заявляют о работе «Оппозиционного блока» на Москву, а в Варшаве — о подчиненности «Гражданской платформы» Брюсселю. Действительно, глава Европейского Совета, бывший премьер Польши Дональд Туск резко прокомментировал события в родной стране, а Европейский Парламент на прошлой неделе в специальной резолюции относительно Польши осудил марш ультраправых. Хотя основные претензии к Варшаве касались нарушения принципа независимости судов и права граждан на свободу митингов, и поводом для этого стал как раз разгон полицией организованных «Гражданской платформой» акций против реформы судоустройства летом 2017, евродепутаты упорно не замечают роста ультраправых настроений в Польше и их поддержки со стороны властей этой страны.

Собственно, в структурах Европейского Союза предпочитают закрывать глаза на подобные процессы не только в Польше. К примеру, в Латвии и Эстонии на государственном уровне поддерживаются марши ветеранов местных легионов СС, в Литве недавно началась организованная травля писательницы Руты Ванагйте, которая написала правду об участии литовцев в уничтожении местных евреев. В Украине, которая согласно Соглашению об ассоциации с ЕС обязалась соблюдать все европейские ценности, марши и другие акции в честь дивизии СС «Галичина» тоже имеют явную государственную поддержку — но не вызывают критики Евросоюза, несмотря на соответствующие лозунги и атрибутику. К сожалению, этот процесс стал «самозаводящимся», ведь чем больше в одной стране поддерживают радикальный национализм, отдают улицы под марши ультраправых и СМИ для их лозунгов, тем больше всего этого будет в соседних странах. На каждую националистическую «пушку» в Польше попытаются поставить по две аналогичных в Литве и Украине.

Создается впечатление, что в Брюсселе всё ещё надеются использовать рост ксенофобии и этнической самовлюблённости в Восточной Европе против основных геополитических противников ЕС — России и США. Конечно, это лишь один из методов, чтобы продемонстрировать Москве и Вашингтону свою значимость и невторичность, мол, не для того пол-Европы вырвалась из зависимости от России, чтобы теперь весь Евросоюз стал вассалом США. А для большего эффекта такой демонстрации можно немного отойти от пропагандируемых европейских ценностей — по крайней мере, в странах Восточной Европы.

Однако не следует забывать, чем обернулись подобные надежды Лондона и Парижа на гитлеровский режим. Слова «Никогда больше!» касаются не только германского нацизма середины прошлого века, но и всех, пытающихся разделить людей по расовому, национальному или культурно-языковому принципу. К сожалению, последние события в Польше показали, что от рецидивов подобных явлений не застрахованы даже страны, пережившие на себе все ужасы Второй Мировой войны. А структуры, созданные после этой войны в Европе для недопущения новых масштабных конфликтов, пока не способны адекватно отреагировать на растущие угрозы. Потому и «отрыжка фашизмом» во время марша 11 ноября в Варшаве стала них неожиданностью.

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram