Второе – правительство и близкие к нему эксперты превозносят решение МВФ как победу Кабмина. Дескать, велись трудные переговоры, и представители Фонда пошли на уступки. На самом деле речь идет о подмене понятий. Как и в первом случае, когда г-н Мюррей заявил: боритесь с коррупцией, а продажа земли – не первостепенная задача. Присвоение же правительственными переговорщиками незаслуженных лавров вообще выглядит некрасиво. МВФ не бездонный мешок с деньгами, откуда вытягивают миллионы за красивые обещания. Там работают аналитики высокого уровня, занимающиеся мониторингом не только финансовых рынков, но и общественного мнения. Кредиторы заинтересованы в том, чтобы власти, гарантирующие погашение долгов, не слетели с треском со своих должностей, так и не проведя никаких реформ. А общественное мнение в Украине - против продажи земли.
Что в июне подтвердила многотысячная акция представителей Аграрной партии и обычных селян под стенами парламента. По сути, они напрямую обратились к МВФ. Манифестанты принесли депутатам более трех миллионов подписей граждан против земельной реформы в варианте правительства. Улица требовала от слуг народа прислушаться к ее голосу. К сожалению, никто из руководителей Верховной Рады не вышел к аграриям, у которых есть альтернативный законопроект о рынке земли с четкими этапами реформы – техническим лагом для инвентаризации всех угодий и создания земельного банка, правом общин выкупать землю на своей территории и продавать землю своим односельчанам. В Украине земля не просто товар, она имеет сакральное значение, потому должна принадлежать не крупным латифундиям, а тем, кто ее возделывает – селянам, фермерам. На Печерских холмах слышать аграриев не захотели, зато к их мнению прислушались в МВФ. Манифестанты показали власти, как надо вести переговоры с кредиторами. Заемщики заинтересованы в возврате своих денег с процентами, но не ценой потери Украины.
Третье, и снова о манипуляциях. Вакуум власти, о котором мы постоянно говорим, влияет на отношение международных структур к руководству страны. И если народ выходит на улицу и требует своего права, в структурах, подобных МВФ, предпочитают слышать глас народа. Там имеют значительный опыт отношений не только с украинскими властями, которые умеют забалтывать реформы, но и похожих стран. Фонд никогда не дает четкого рецепта, он лишь требует выполнения ряда нормативов, а дальше уже те органы, от которых зависят реформы, начинают этим манипулировать, проталкивая те или иные решения, которые им выгодны. И обыгрывают все так, как будто это выгодно Фонду. Пример – продажа земли. Но в этом случае народ вышел на многотысячный митинг, что повлияло на МВФ. Тем пришлось прямо указать властям в Киеве: они требуют изменения нормативов по использованию земли, ее обороту, но никак не прямой продажи сельхозугодий.
И, самое главное - в словах г-на Мюррея нет окончательного отказа от внедрения в Украине рынка земли. Он говорит об отсрочке реформы пока на полгода. Это означает, что ближе к новогодним праздникам украинцев снова начнут активно пугать Бабаем, то бишь, злым кредитором, который выкручивает нам руки. Но существует другой вариант, и именно о нем говорят в Фонде: широкая общественная дискуссия между представителями власти – администрацией президента, правительством, парламентом – и представителями аграриев, экспертами для выработки единой позиции по земельной реформе, которую Украина положит на стол руководства Международного валютного фонда.
Во всех коридорах власти есть влиятельные и агрессивные лоббисты интересов земельных олигархов, хотя то, чем они занимаются, не лоббизм, а обычная коррупция. Г-н Мюррей говорит: МВФ не интересует мнение только власти, и тем более, земельных олигархов, у вас есть полгода, чтобы найти общий знаменатель. Не продлевать вечно мораторий, не заниматься популистскими вещами вроде референдума, который, во-первых, очень сложно объявить, а, во-вторых, он осложнит взаимоотношения с МВФ, где все равно потребуют начать реализовывать реформу земли. Полгода, чтобы наработать план действий – от правил аренды угодий и возможности, а не обязательности, их продажи, до превращения Украины в страну с аграрной индустрией, где перерабатывается выращенное на своих землях, а не просто выращивается сырье на экспорт. Правительство должно делать упор не на продаже земли, а на строительстве системы переработки сельскохозяйственной продукции. Тогда его услышат в МВФ, где поймут, что имеют дело не с туземцами, обменивающими на дутые доллары главное свое сокровище – землю, а с людьми, думающими на далекую перспективу. То есть, способными не только брать кредиты для затыкания бюджетных дыр, но и понимающими, что долги можно отдать только при эффективно работающей экономике.