Характерный пример Умань. Там прямо в православную страстную пятницу украинские националисты решили забыть о христианском смирении, покаяниях, молитвах и провести факельное шествие в честь «Колиивщины». В этом мероприятие «прекрасно» все: повод – восстание 1768 года, закончившееся резней десятков тысяч евреев, место – Умань, время – разгар праздника Песах, а особенно – организаторы: партия «Свобода», движения «Национальный корпус», «Сокол».
Факельное шествие стало некой традицией украинских националистов, поскольку проводится уже восьмой раз. Они прошли маршем от памятника Шевченко до монументов вдохновителям восстания - Ивану Гонте и Максиму Железняку. Памятники эти воздвигли два года назад, как раз неподалеку от места массового захоронения десятков тысяч евреев - жертв Уманской резни. Кстати, рядом с невинными жертвами Колиивщины завещал себя похоронить бреславский ребе Нахман.
Как сказано в объявлении на официальной страничке местной ячейки партии, цель марша показать всем, что именно украинцы – хозяева этой земли:
«В пам’ять про боротьбу українців з поневолювачами щороку націоналісти з усієї Черкащини збираються в Умані на марш, щоби засвідчити – українці є господарями на своїй землі».
К счастью, в этот раз все обошлось мирно, без эксцессов и насилия. Но удивляет логика представителей местных властей, поддерживающих подобные мероприятия. Неужели нельзя было выбрать иное место и время для подобной акции, зачем лишний раз нервировать народ, сталкивать лбами людей разных национальностей и вероисповеданий, исторически проживающих на одной территории. А как по-другому объяснить основную цель марша (подчеркнуть, что исключительно украинцы хозяева этой территории), при том, что Умань стала и родиной, и местом паломничества десятков тысяч евреев.
Ситуация в городе итак непростая. Постоянно, то ли по глупости, то ли сознательно нагнетается противостояние людей разного вероисповедания при молчаливом согласии местных властей. Складывается впечатление, что в Украине выработалась новая изощренная форма борьбы с евреями. Их просто выдавливают из Умани, подальше от своих святынь. Взять, например, возведение поклонного креста на еврейском кладбище Городища? Неужели не могли найти другого – более нейтрального места?
Дальше – больше. В Умани установили крест неподалеку от могилы еврейского праведника раби Нахмана. Напомню, что сюда каждый год приезжают десятки тысяч хасидов со всего мира. Согласно еврейской традиции, на второй день Рош-га-Шана читается молитва очищения. По традиции ее старались провести как раз там, где молился раби Нахман. Но теперь распятие установлено так, что евреи не могут молиться на этом месте.
Кресты установлены активистами незаконно, но местные власти отмахиваются только рекомендациями да устными замечаниями. Даже страшно представить, к каким последствиям может привести спонтанный снос крестов верующими, ведь хасиды – тоже парни серьезные и вполне убежденные в своей правоте. В такой ситуации стычки и драки - это «лайт-вариант».
Ну а все это беспрестанное нагнетание, весь этот фантомный антисемитизм, в итоге и приводит к инцидентам, как тот, что унес жизнь досточтимого раввина Дейча, да будет благословлена его память. Именно подобные марши, преклонение перед погромами Колиивщины, факельные шествия в честь пособников нацизма из УНА-УНСО и делают возможными разбойные нападение на «странных людей» в одежде из прошлого.
Но невозможно говорить о толерантности и равенстве, и одновременно проводить осознанную политику героизации палачей еврейского народа Украины. Не получается одновременно рваться в европейскую семью народов и прятать под вышиванкой палаш, «ржавый от крови жида и ляха». Не получится так… И даже замалчивание подобных шествий (а почти нигде в прессе нет упоминания о том, что прошло 15 апреля в Умани), не поможет украинской нации разместиться на полных основанием за «европейским столом».
Да и как бы евреям не объясняли, что Украина нуждается в героях, и все, кто сложил голову на полях сражениях за Украину, являются национальными символами, несмотря на количество пролитой ими крови национальных меньшинств, они не смогут это принять. Наша кровь, и наши, зарубленные гайдамаками, предки значат для нас не меньше, чем «нациоформирующие герои государства Украинского», какими бы борцами за свободу украинцев они не были.
Остается только добавить, что для многих друзей Украины остается загадкой, почему европейское государство допускает публичное оскорбление религиозных чувств евреев и никак не препятствует зарождающемуся на глазах конфликту на национальной и религиозной почве?
Видимо это, увы, риторический вопрос…