Все публикацииПолитика

Украина - ШОС: погоня за имиджем

Присоединение к столь крупному международному региональному объединению как ШОС могло бы стать важным внешнеполитическим событием для Украины. Китай в настоящее время является одним из важнейших игроков на мировой карте. За последние 20 лет он стал второй по величине экономикой планеты и даже, несмотря на замедление темпов роста, остается лидером по увеличению ВВП.

Денис Скворцов, Эксперт Института Горшенина

Фото: EPA/UPG

Многие эксперты пророчат Поднебесной получение в обозримом будущем главенствующей роли в мировой экономике. Последние два года украинские власти активизировали работу по развитию сотрудничества с Китаем. Об этом свидетельствует как участившееся количество визитов в Пекин и Киев и подписание ряда важных двусторонних договоров, так и, в целом, изменение риторики украинского руководства, которое все чаще называет Китай своим стратегическим партнером…

Эксперты украинского Института Горшенина считают, что курс Украины на сближение с Китаем является одним из наиболее перспективных направлений, которое, учитывая непростые отношения с Россией и ЕС, может в ближайшее время выйти на первое место во внешнеполитической повестке дня Киева. Более того, по нашему мнению, помимо двусторонних отношений Украине необходимо искать новые, более широкие форматы сотрудничества, как с Китаем, так и с другими странами азиатского региона. Одной из таких площадок для Украины могла бы стать Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Региональная международная организация ШОС была основана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Изначально в основные задачи объединения входило обеспечение безопасности в регионе, однако уже в первые годы работы в его деятельности появилась также экономическая составляющая. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали рамочную Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества сроком на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе – увеличение взаимного торгового оборота. Также ожидается создание Банка развития организации.

Безусловно, присоединение к такому крупному международному региональному объединению было бы важным внешнеполитическим событием для Украины. На первом этапе это принесло бы Киеву политические и имиджевые дивиденды. В дальнейшем участие в такой организации могло бы позволить Украине продвигать свои интересы, как в экономических, так и энергетических отношениях со странами-участницами ШОС. К слову сказать, в рамках ШОС в ближайшее время ожидается создание энергетического клуба, о чем спецпредставитель президента России по делам ШОС Кирилл Барский сообщил в октябре этого года.

Украина на пути к ШОС: реальность и перспективы

Фото: EPA/UPG

Инициативы украинских властей в евроазиатском направлении пока носят лишь декларативный характер.

В конце августа на встрече с российским президентом Владимиром Путиным в Сочи Президент Украины Владимир Янукович заявил о желании своей страны присоединиться к ШОС в качестве наблюдателя.

«Мы бы хотели, например, чтобы вы выступили одним из наших партнеров в такой организации, как ШОС, мы хотели бы стать наблюдателями в этой организации для того, чтобы иметь возможность принимать участие в тех интеграционных процессах, которые происходят в организации», - в частности, сказал глава украинского государства, обращаясь к своему российскому коллеге.

Заявление Януковича о желании Украины получить статус наблюдателя при ШОС не вызвало особой заинтересованности украинских СМИ. По данным Департамента мониторинга Института Горшенина, сообщение было растиражировано основными новостными ресурсами страны, однако какого-либо серьезного общественного или экспертного обсуждения эта тема не получила.

В настоящее время украинское общество практически не информировано о том, что представляет собой ШОС и какие выгоды Украине может принести углубление сотрудничества с этой организацией. Кроме того, все инициативы украинских властей в этом направлении пока носят лишь нечастый декларативный характер: после своего августовского заявления Янукович коснулся темы ШОС всего единожды – на встрече с Президентом Польши Брониславом Коморовским в сентябре этого года.

В 2010 году при Кабинете Министров Украины была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам сотрудничества Украины с ШОС, однако, по данным открытых источников, до сих пор эта группа бездействует.

Единственное, чем сегодня может похвастать Украина на пути сближения с ШОС – открытие в Киеве представительства Делового Клуба ШОС.

Статус страны-наблюдателя позволяет участвовать в заседаниях органов ШОС на уровне глав государств и глав правительств. На сегодняшний день такой статус имеют: Монголия, Индия, Пакистан, Иран и Афганистан.

Фото: EPA/UPG

Если говорить о перспективах Украины получить статус страны-наблюдателя ШОС, то следует вспомнить опыт Беларуси.

В течение нескольких лет белорусские власти пытались получить статус наблюдателя в ШОС, однако в предоставлении этого статуса Беларуси было отказано. «Это не азиатская страна, в отличие от России, которая является евроазиатским государством», - заявил в апреле 2006 года на тот момент вице-премьер-министр России Сергей Иванов. Позднее в 2009 году главы государств-участниц ШОС приняли решение предоставить Беларуси особый статус – статус партнера по диалогу.

Статус партнера по диалогу не предусматривает присутствия страны на саммитах и встречах на высшем уровне, но позволяет участвовать в деятельности ШОС по отдельным направлениям, отправлять представителей на отдельные заседания и участвовать в профильных группах. На сегодняшний день статус наблюдателя, помимо Беларуси, имеют Турция и Шри-Ланка.

По нашему мнению, Украина, как и Беларусь, может рассчитывать лишь на статус партнера по диалогу.

Отношение основных участников ШОС к перспективе членства Украины

Многое будет зависеть от Китая и России. Вопрос о присоединении страны к ШОС в том либо ином статусе решается общим голосованием на саммите организации (ближайший саммит состоится летом 2013 года). Украине, в случае ее реального желания присоединиться к объединению, необходимо подать заявку в секретариат ШОС, а также провести предварительные переговоры с правительствами стран-участниц организации и заручиться их поддержкой. Многое будет зависеть от позиции, в первую очередь, Китая и России.

Позиция Китая

Учитывая усиливающееся экономическое украино-китайское сотрудничество, о чем уже говорилось выше, Пекин может поддержать заявку Украины.

Как известно, в 2012 году Китай выделил Украине более 6 млрд. долл. кредитных средств на внедрение технологий замещения российского газа украинским газифицированным углем, а также на развитие сельскохозяйственной отрасли. В августе этого года премьер-министр Украины Николай Азаров предложил «Государственному банку развития Китая» открыть представительство в Украине. А министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, в свою очередь, заявил о растущей роли Китая как одного из ключевых экономических партнеров Украины – «за шесть месяцев 2012 года товарооборот между Украиной и КНР увеличился почти на 20%». Ожидается, что до конца текущего года Китай с официальным визитом посетит Янукович. Не исключено, что в ходе переговоров также будет затронут вопрос присоединения Украины к ШОС.

Позиция России

Фото: EPA/UPG

Какой сегодня является позиция России относительно присоединения Украины к ШОС – говорить сложно.

Ключевым для Украины вопросом в переговорах с Россией является вопрос снижения цены на газ. Россия, в свою очередь, всячески пытается подтолкнуть Украину к интеграции в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. При этом предложенная Киевом форма сотрудничества в формате «3+1» (предполагает секторальное сотрудничество) Москвой категорически отвергается.

Дальнейшая повестка отношений между странами, по всей видимости, будет формироваться вокруг этих вопросов. Москва будет продолжать делать попытки втянуть Украину в свои интеграционные объединения, в том числе в обмен на снижение цены на газ. Киев же будет продолжать заигрывания, как с Москвой, предлагая различные форматы сотрудничества, в том числе и создание совместного предприятия по управлению украинской газотранспортной системой, так и с Брюсселем, с которым украинские власти надеются подписать Соглашение об ассоциации. При этом на конкретные уступки ни России, ни ЕС украинские руководители идти не собираются.

Еще осенью 2011 года эксперты Института Горшенина пришли к выводу, что внешняя политика Киева, по сути, свелась к маневрированию между Брюсселем и Москвой, при этом тактика собой заменила стратегию. По нашему мнению, эта тенденция сохраняется и в настоящее время – «маневры ради маневров» продолжаются.

Вопрос о присоединении Украины к ШОС вряд ли будет влиять на российско-украинские отношения. В то же время, в случае уступок Киева, к примеру, в переговорах по разделению Керченского пролива, или же по другому важному для Москвы вопросу, поддержка России в ШОС может стать одним из «бонусов», который получит Украина.

Источник: Политком.ru

Денис Скворцов, Эксперт Института Горшенина