Все публикацииПолитика

Содружество регионов: возможен ли новый этап в развитии СНГ?

Содружество Независимых Государств отметит свое 20-летие. Отношение к СНГ до сих пор противоречиво. Есть те, кто продолжает считать соглашение, подписанное 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще «предательством», также как есть и те, кто считает Содружество бесполезной структурой. СНГ не раз ставили безнадежный диагноз, а после очередного бесплодного саммита эксперты и журналисты задавали один и тот же вопрос – не является ли он последним.

Содружество регионов: возможен ли новый этап в развитии СНГ?
Фото: tsn.ua

Подобная неопределенность положения не могла не сказаться и на отношении к Содружеству. В июле были обнародованы данные социологического опроса компании Research & Branding Group, согласно которым 47% опрошенных украинцев выразили уверенность в том, что СНГ не имеет будущего, и лишь 35% были уверены в противоположном.

Тем не менее, именно различное видение задач Содружества со стороны каждой из стран-участниц позволило СНГ не только продержаться на мировой арене 20 лет (ряды Содружества за все это время покинуло лишь одно государство – Грузия после российско-грузинского конфликта), но и прийти к подписанию документа, который может сыграть определяющую роль в его дальнейшей судьбе – Договора о свободной торговле в СНГ.

Итог деятельности Содружества подведен в сентябрьском заявлении глав государств – участников СНГ в связи с 20-летием его образования – «создание условий для поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства – участника СНГ». Наряду со стечением благоприятных обстоятельств, сохранению Содружества способствуют и современные глобальные процессы формирования региональных и субрегиональных торгово-экономических союзов, сменившие центробежные тенденции рубежа тысячелетий.

Сможет ли СНГ обрести «новое дыхание» как полноценное межгосударственное региональное экономическое объединение или останется основой для углубления разноформатных интеграционных процессов вроде Таможенного союза или Единого экономического пространства?

Многое здесь зависит от поиска новых форм сотрудничества и взаимодействия, более адекватно отвечающих принципиально новой обстановке, в которой находятся страны постсоветского пространства.

Не стоит пытаться изобрести велосипед. Достаточно обратиться к уже существующему опыту. Создание в 1994 году Комитета регионов как консультативного органа Европейского Союза стало ответом на развитие процесса регионализации в Европе. В этом же году был учрежден и другой орган – Конгресс региональных и местных властей Совета Европы. Регионализация в современных условиях является столь же явной тенденцией, как и развитие интеграции. «Третий уровень» - уровень регионов (первый уровень – наднациональные структуры в рамках торгово-экономических и политических союзов, второй – национальные государства) играет все большую роль в европейской политике.

Фото: rian.ru

Проведение эффективной государственной региональной политики и обеспечение устойчивого развития территорий остается одной из проблем стран-участниц Содружества. Некоторым исключением на этом фоне является Россия, которая является федерацией с известной долей экономической самостоятельности регионов. Однако и в ней, как и в других странах дает знать о себе неравномерность экономического развития, диспропорции в экономическом развитии, уровне жизни, доступности к жизненным благам.

Эти негативные процессы создают сегодня условия для нарастания социальной напряженности, которая вкупе с этническими и конфессиональными противоречиями способны создать взрывоопасный коктейль. В данных условиях развитие сотрудничества между регионами стран СНГ может стать важным дополнением к мерам, которые предпринимаются в рамках региональных политик национальных государств, стимулировать торгово-экономические связи, научный, культурный и гуманитарный обмен. Серьезные возможности таит в себе и трансграничное сотрудничество. Учитывая тот факт, что любое государство развивается по модели Центр-Периферия, именно приграничные территории, которые, как правило, наиболее удалены от Центра, оказались в сложном экономическом состоянии. В современной Европе развитие приграничных территорий и трансграничного сотрудничества (причем спектр этого сотрудничества довольно разнообразен – от культурных программ до трансграничного управления бассейнами рек) давно является одним из приоритетов европейской региональной политики.

Фото: EPA/UPG

Потенциал приграничных территорий стран Содружества связан, прежде всего, с их географическим положением и транзитными возможностями. Кроме того, учитывая тот факт, что до развала СССР государственные границы союзных республик были, в сущности, административными границами, на приграничных территориях часто проживает этнически смешанное население, имеющее традиционные культурные, хозяйственные и даже семейные связи с приграничными регионами соседних государств.

В ряде основополагающих документов Содружество Независимых Государств уделяет пристальное внимание вопросам межрегионального сотрудничества. К сожалению, содержание многих из них недостаточно известно. Например, в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (утверждена в 2007 году) отмечается: «Особого внимания заслуживает укрепление региональной составляющей – многостороннее взаимодействие государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства». В Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества от 14 ноября 2008 года, среди направлений взаимодействия стран СНГ в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества указаны как «установление прямых экономических связей между регионами», так и «оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры».

Более того, еще в сентябре 2004 года тем же Советом глав правительств была утверждена Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества, где определены основные направления и виды межрегионального сотрудничеств, меры по его стимулированию. Но, как это нередко бывает, качественный документ не нашел должного воплощения в жизни. Исключением может служить пусть недолговечное, но эффективное сотрудничество регионов Украины и России в рамках созданного в 2003 году в Одессе Постоянно Действующего Рабочего Совещания глав регионов Украины и России «Содружество регионов».

О плодотворности межрегионального диалога свидетельствуют и итоги состоявшегося недавно в Донецке Второго Украинско-Российского межрегионального экономического форума, в ходе которого был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между регионами двух стран, а также межправительственные соглашения.

Фото: Макс Левин

Сегодня назрел момент вывести межрегиональное сотрудничество внутри СНГ на качественно новый уровень координации и взаимодействия. Речь идет о создании новой структуры, назовем ее, к примеру, Межрегиональная ассамблея СНГ – консультативного органа, в который на добровольной основе входили бы административно-территориальные единицы стран-членов Содружества.

Среди задач, которые призвана решать эта структура, может быть как формирование банка данных о регионах, их потенциале, поиск вероятных партнеров, так и участие в подготовке межгосударственных и многосторонних соглашений, затрагивающих вопросы межрегионального и трансграничного сотрудничества, выработка на основании имеющегося опыта рекомендаций национальным правительствам относительно принципов региональной политики. Наконец, важным направлением может стать развитие сотрудничества с межрегиональными и международными организациями, такими как Ассамблея Европейских регионов, Ассоциация приграничных регионов Европы и другими. Проект этот, как показывает европейский опыт, вполне реален и перспективен.

Повышение конкурентоспособности государств – участников СНГ является одной из целей развития Содружества, закрепленной в основных документах. Но очевидно также и то, что ее достижение невозможно без повышения конкурентоспособности регионов этих стран.