Тогда песня была посвящена Михаилу Горбачеву. Сегодня эта же песня посвящается Владимиру Путину. А эпиграфом к ней так и напрашиваются строчки Игоря Губермана: «Я не люблю любую власть, И с каждой не в ладу, И я, покуда есть, что класть, На каждую кладу»…
Михаил, с учетом новых посвящений, ты собираешься переиздавать свои старые альбомы?
Да, у нас уже один переиздали. Сейчас будут переиздаваться все одиннадцать альбомов. В ближайшее время выйдет переизданный альбом «Отечество иллюзий», а потом остальные.
А что с новым альбомом?
Новый альбом сейчас готовится. Уже есть материал. Некоторые песни из этого альбома мы уже исполняем на концертах. Только мы еще не решили, как его назвать.
Материал будет узнаваем?
Думаю, да. От себя не убежишь. Но, там появились песни с рыбной тематикой. Поездка на месяц в Таиланд, из меня выжала несколько рыбных песен.
А что это за рыбное место в Таиланде?
Я был на острове Ко Тао, это неподалеку от острова Самуи. Остров славится своим подводным миром – черепахи, акулы... Обычно там плавают группами, а я предпочел плавать один, с маской и аквалангом. Конечно, страшновато одному, то барракуда огромная выплывет, то акула. Но, я считаю, что лучший отдых – один на один с природой.
В Таиланде очень большая любовь к королю. В России тоже очень многие любят своего «короля»…
В Таиланде король напрямую не вмешивается в политические процессы. Там уважение заслуженное. Но, тайцы при всей своей толерантности в любой момент могут выйти на улицу и сказать, в отличие от русских, свое слово против исполнительной власти. У нас, в России, полная инфантильность в восприятии собственной гражданской позиции. В буддизме политик должен быть кристально честным человеком. Русское понимание буддизма – отключиться и ни на что не обращать внимание.
Как ты считаешь, изменения в политике России возможны?
Я верю в то, что революция неизбежна. Уже верхи не могут и низы не хотят.
Может ли эта революция, что-то изменить? Не придут ли к власти такие же?
Могут прийти такие же. Задача революции в том, чтобы изменить саму систему. Чтобы если кто-то у власти нас не устраивает, у нас была возможность его мгновенно отозвать, или хотя бы сменить на выборах.
А разве у вас не проходят выборы каждые пять лет?
У нас сейчас нет выборов. Это все фикция. Прокуратура обслуживает власть. Парламент обслуживает власть. Нужно разделение власти. Свобода СМИ. Свобода выбора. Вот тогда система начнет работать. В двадцать первом веке тоталитарные системы абсолютно бессмысленны. От них всем плохо.
У тебя была какая-то странная история с каким-то питерским каналом, связанная с цензурой.
У нас в Питере есть канал «100 ТВ». Передачу с нашим участием откладывали год. А потом попросили тексты песен, которые мы хотим исполнить. Мы отдали им тексты четырех песен из последнего альбома. А потом позвонил редактор и сказал - «Мы не можем вот это давать в эфир». В одной песне есть слова «х…р» и «ж…а». В песне это звучит так – «Это кем надо быть, чтобы не заметить чей-то х…р в собственной ж…е».
Информация просочилась на радио «Эхо Москвы», и там сказали ,что меня не пустили по соображениям цензуры. А они начали отбиваться, даже программу этому посвятили, говоря, что не позволят матерным словам звучать в эфире. На самом деле, два слова обозначенных выше это не мат, это вульгаризм, но никак не матерная лексика. На самом деле их испугали слова «неохристочекисты» и «кремлядь». Директор всего этого холдинга невероятным образом лижет задницу Путину, а до этого лизал Ельцину. Он, например, организовал музей Путина. Нашел Запорожец, аналогичный тому, на котором Путин ездил в детстве. Ну и у него соответственно один телеканал, пять газет и три интернет портала.
По одну сторону баррикад с тобой стоит Шевчук, а ты можешь назвать кого-то еще из музыкантов, кто не боится открытой оппозиции власти?
Развалилась «Агата Кристи». Я дружу с Глебом Самойловым, наши взгляды по происходящему в стране полностью совпадают. Поэтому и произошел раскол в семье Самойловых. Один работает бок о бок с Кремлем, а второй видит это все изнутри, и его просто подташнивает. Еще Вадим Курылев, бывший басист ДДТ, у него уже давно своя группа «Электрические партизаны». Молодые музыканты подтягиваются. Если собрать фестиваль, то дня на три хватит групп, которые об этом не просто говорят, а еще и поют.
А тебе не страшно?
Во время последнего марша несогласных я почувствовал себя компьютерным персонажем, которому нужно обязательно убежать. Детская компьютерная игра «убеги от омоновцев». Мы убегали через дворы, нас преследовали по всему Питеру вертолеты, бронетранспортеры. Бред, ощущение нереальности происходящего. С одной стороны конечно страшновато, а с другой абсолютно абсурдно.
Питерское правительство очень невзлюбило арт-группу «Война»…
Невзлюбило?... Арт-группе «Война» грозит срок до пяти лет. В начале они нарисовали на разводном мосту член. Когда мост развели, этот член оказался как раз напротив здания ФСБ. Это был уникальный перформанс. После этого они сделали «дворцовый переворот» – ночью аккуратно перевернули пять или шесть милицейских машин. Менты, конечно, были в бешенстве. Участников этих перформансов прессовали, забирали, били. В ответ группа «Война» придумала новую акцию. 31 марта они наполнили бутылки из-под воды мочой, и пошли папа, мама и ребенок на Невский проспект. Там их повязали. Сначала повязали мать, потом повязали отца, который пытался спасти мать, будучи с трехлетним ребенком на руках. В результате ребенка отобрали и повязали отца. Теперь им всем надо сваливать из страны. Я надеюсь, что они уже это сделали.
А стоит ли в подобные акции протеста втягивать детей?
Они это аргументируют тем, что ребенка не с кем оставить, а во-вторых, ребенок должен видеть какие его родители на самом деле. В этом есть определенный смысл. Но, все-таки идти на столкновение с омоновцами с ребенком в рюкзаке это перебор.
А тебя вязали когда-нибудь?
Я на рожон не лезу. Я иду ближе к началу колонны, но если я вижу, что меня окружают, я начинаю из этого оцепления уходить.
Ты как-то сказал , что петь уже мало. Нужно еще и говорить.
Конечно. Кто-то вроде Бориса Борисовича говорит «Какой смысл выходить. В России всегда так было и будет. Ничего нельзя изменить». Такие высказывания оправдывают это воровство. Это люди, которые создают культурный фон для гитлеров. Это очень удобное положение. Они все время там подкармливаются. При этом корчат из себя философов.
Борис Гребенщиков, как и весь остальной русский рок не попадает в телеротацию. Почему ты так уверен, что Борис Борисович имеет какую-то выгоду от своей нейтральной позиции?
Он получил все медали, которые только возможны. Он присутствует на каких-то корпоративах, которые очень серьезно оплачиваются. Вообще дружба с подобного рода людьми позволяет выезжать куда угодно, делать себе операции…
Ты прирожденный бунтарь. В детстве бунтовал?
Я себя бунтарем не считаю. Мама говорит, что я был спокойным ребенком. У меня никогда не было задачи быть в оппозиции. Я написал массу лирических песен. Существует позиция адекватного человека. Когда тебя постоянно хлещут по лицу, надо хотя бы иногда удивленно вскинуть брови. Многие говорят – «Мы вне политики». Ни фига, мы все в политике. Твое отношение к политике это смелость твоего взгляда на мир.
Но, мир ведь не состоит только из политики. Может, стоит относиться к реальности позитивней?
У меня были долгие диспуты с буддистами по поводу того, что есть реальность. Нельзя вычленять только приятные потоки энергии, и только ими питаться всю жизнь. Возникнет агидония. Сначала ты ограничиваешь свой фильтр только восприятием приятного – позитивное мышление. Перестаешь чувствовать боль, ходишь благостный и говоришь, что ты практически просветленный. А после этого ты перестаешь чувствовать и радость. Это известный психический синдром. Амплитуда чувств сужается, и люди сидят просветленными болванами. В жизни много трагизма и его тоже надо учитывать. Это как коктейль, где одно без другого не вкусно. Психбольницы забиты просветленными. Я таких видел, когда лежал в психушке - косил от армии. Все ощущения даны человеку для того, чтобы развивался мозг, чтобы душа развивалась.
Ты не устал быть в оппозиции? Нет желания сбежать?
Периодически желание появляется. Куда-то на природу, где поменьше людей, и побольше рыбы. Но, мне нужно ощущать себя в действии, активно проживающим жизнь. У меня должен быть какой-то эмоциональный накал. Я не уверен, что это возможно в том же Таиланде.
С возрастом не сложно чувствовать этот накал эмоций? Не становишься ли ты заложником своего имиджа?
Бывают такие моменты. Но, я не нахожусь в крупном шоу-бизнесе и мне, поэтому, проще. У меня есть такая привилегия, я ее за двадцать семь лет заработал – не работать на публику. В любой религии политика правды перед самим собой это самый здоровый образ жизни...