Все публикацииПолитика

Кровавые льготы

В Украине разворачивается очередной скандал. На сей раз - вокруг попытки правительства под шумок отменить льготы милиционерам, работникам прокуратуры, а главное - всем «чернобыльцам».

Михаил СоколовМихаил Соколов, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ
Кровавые льготы
Фото: Макс Левин

В Украине разворачивается очередной скандал. На сей раз - вокруг попытки правительства под шумок отменить льготы милиционерам, работникам прокуратуры, а главное - всем «чернобыльцам».

Все это - в переходных положениях на первый взгляд безобидного и даже весьма нужного закона «О гарантиях государства относительно выполнения решений суда».

Противники властей заявляют о попытке решить бюджетные проблемы за счет наибеднейших и социально незащищенных граждан. В свою очередь чиновники резонно возражают: общая стоимость гарантированных законом льгот превышает бюджет страны, профинансировать их государство не в состоянии, а, следовательно, нужно прекратить обманывать льготников, раздавая несбыточные обещания.

Если быть до конца честным, нужно сказать: льгот не должно быть вообще. Льготы, т.е. раздача материальных благ натурой, порождают чудовищные злоупотребления при их закупке, распределении и предоставлении. Фактически они являются пережитком античной эпохи и феодализма, когда услуживших или служащих царю или фараону людей награждали землей, должностью, рабами или непосредственно товарами из царских складов.

Наибольшее распространение эта практика имела во времена, когда еще не существовало денег или когда денежное обращение ослабевало в связи с тенденцией к автаркии феодальных хозяйств.

Но если в Европе после крушения Римской империи замена денежного вознаграждения натуральным была вынужденной мерой, то что же заставляет нас пользоваться столь архаичной социальной технологией? Всего две причины.

Как уже говорилось, при распределении льгот, а не денег, легче воровать с помощью приписок, чем с упоением и занимаются те, кто эти льготы предоставляет.

С другой стороны, натуральный характер льгот позволяет эффективно скрывать тот факт, что льготы фактически не финансируются и не предоставляются. Так, например, если бы в Украине с самого начала вместо льгот соответствующим категориям населения выплачивались субсидии, то положение, когда их сумма превышает национальный бюджет, было бы принципиально невозможным.

К сожалению, предложенный правительством законопроект не только не уничтожает льготы, но создает еще больше возможностей для злоупотреблений, т.к. передает правительству право определять порядок их предоставления и объем.

Есть в нем и еще один критически важный недостаток – сокращение денежных выплат ликвидаторам.

Например, если говорить о госчиновниках, то их льготы действительно нужно полностью отменить. Если чиновника не устраивает его зарплата, он может уволиться и искать другое место работы - его место займет другой. Если же министерства вдруг столкнутся с кадровым голодом, то и это пойдет только на пользу стране – КМУ придется, наконец, сократить огромную армию «блатных», которые иногда даже на работу не ходят, а если и ходят, то ничего полезного не делают.

Сокращать господдержку придется и для тех, кто получает ее в силу бедности, как бы это ни было тяжело и болезненно - общество обязано им не больше, чем всем остальным.

Однако ликвидаторы, милиционеры, пожарные – все, кто получил увечья или погиб на службе, и их семьи стоят особняком. Эти люди заключили с нашим обществом контракт и уже выполнили свою часть обязательств, рассчитавшись своей жизнью или здоровьем. Договор, подписанный кровью, никто не может отменить. Мы должны платить по этим святым счетам при любых обстоятельствах, пока Украина существует как страна. В противном случае в следующий раз, когда нам потребуются люди, готовые жертвовать собой, мы вряд ли сможем их найти.

Михаил СоколовМихаил Соколов, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ