Все публикацииПолитика

Леонид Кучма: С олигархами нужно разговаривать на «ты»

15 марта в Днепропетровском университете экономики и права им. А. Нобеля собрались весьма уважаемые люди почтить память легендарного конструктора Михаила Янгеля: экс-президент Украины Леонид Кучма, Президент НАН Украины Борис Патон, Председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев и многие другие. Учитывая, что сам Леонид Кучма в свое время возглавлял один из крупнейших центров советского ракетостроения - Южный машиностроительный завод, он согласился побеседовать о прошлом и будущем украинского ракетостроения.

Леонид Кучма: С олигархами нужно разговаривать на «ты»
Фото: most-dnepr.info

Леонид Данилович, сможет ли по вашему мнению Днепропетровск стать космической столицей мира?

Нет.

Почему?

Пока еще мир нас признает как центр ракетно-технической отрасли. То, что создано в КБ «Южное», изготовлено на ЮМЗ, и сегодня имеет жизнь. Более 50 ракет СС18, которые называли «Сатана», до сих пор стоят на боевом дежурстве в России и составляют 40% боевого потенциала российских войск. Столетие Янгеля будут отмечать на уровне Международной космической академии. На заседании Академии в Нью-Йорке, где я присутствовал, очень тепло говорили о Янгеле. Его знает весь мир. Но сохранить этот авторитет можно только при одном условии: если государство соответствующим образом будет относиться к этой тематике. На заводе можно изготавливать все, что угодно, но образцы такого вот назначения должны быть приоритетом в плане государственного заказа и, конечно, нужно привлекать и частный капитал.

Есть ли у вас рецепт для реанимации космической отрасли?

Во-первых, нужно серьезно разобраться с Южным машиностроительным заводом. Это огромнейшие мощности, огромные производственные площади. Если сделать там гайку или болт, он получится золотым из-за огромных накладных расходов. Таких заказов никто не хочет делать. В первую очередь, нужно провести реструктуризацию этого завода, разделить его на несколько. Все лишнее выбросить, а тому, что может делать что-то конкретное для завтрашнего дня, дать возможность это делать. Там прекрасное инструментальное производство. Это может быть отдельный завод, который может работать на всю Украину, весь СНГ, спокойно зарабатывать себе деньги. А сейчас то, что это производство зарабатывает, идет в общую копилку и никому ничего не достается. Важно навести порядок. Но завод самостоятельно этого не сделает. Тут нужна правительственная программа. Разработки такие есть, нужно, чтобы у правительства нашлось время заняться этим вопросом.

Что, по вашему мнению, мешает реструктуризации ЮМЗ?

Не хватает не пряника, а кнута.

Что будет, если государство не найдет возможности для финансирования космических программ?

Кроме государственной поддержки другого пути нет. Хотя я говорил заводчанам: «Вы должны давать и какой-то другой высокотехнологический продукт». Вы хвастаетесь, как здорово было раньше, какие были новые разработки. А где вы сегодня? Это тот тип людей, которые не привыкли быть менеджерами, искать работу. Раньше ее просто давали. А сегодня надо предложить свою продукцию. Только тогда может быть успех.

Фото: most-dnepr.info

То есть Днепропетровск может утратить даже нынешние позиции на рынке космических технологий?

Думаю, все будет идти по принципу «не до жиру, быть бы живу». У нас осталась ракета «Зенит», которой сегодня пока еще нет равных. Возрождается «Морской старт». Так как все долги «Боинга» на себя взяла Россия, этот проект будет жить. Программу «Циклон» Россия у себя закрыла, поэтому единственный партнер в этом проекте у нас - Бразилия. Возможно огромное количество заказов, если мы не будем тянуть резину.

Что вы имеете в виду?

Мы можем иметь намного больше заказов по космической отрасли. По проекту «Циклон» с Бразилией первый пуск должен был быть в 2006 году. Но мы не финансируем этот проект. Как на нас будет смотреть мир? Бразилия посмотрит- посмотрит и найдет себе партнера, ту же Россию. Вспомним, как в 2003 году Ливия заказала у нас 3 самолета бизнес-класса, внесла предоплату. Первый из них мы поставили в 2009 году. Два других до сих пор не поставили. Не удивительно, что мы потеряли заказ на строительство железной дороги в этой стране. Ее успешно строят россияне. Потеряли мы и скважины, которые нам выделяла Ливия. Мы не должны терять свой национальный интерес, а для этого нужно быть ответственным перед партнерами. Нужно желание, воля, и понимание, что на одном металле и химии страна не выживет.

Россия сегодня - конкурент Украины?

Тут должно быть наше стратегическое сотрудничество с Россией на первом плане. У нас до сегодняшнего дня нет доверия друг к другу. Я очень люблю россиян, но они часто смотрят на Украину с позиции «я сказал - ты сделал». А я хочу, чтобы Украина была стратегическим партнером России. Чтобы мы друг с другом разговаривали на «вы» и от этого получали удовлетворение обе стороны. Тогда и мир на нас будет по-другому смотреть.

Какую еще конкурентоспособную продукцию мог бы производить ЮМЗ?

- Например, трактора. В свое время мы продавали трактора в 65 стран мира, даже в США и Канаду. Сегодня они делают 10 тракторов. В результате в Украине нет своего трактора! Страна, которая хочет занять свою нишу на рынке сельскохозяйственной продукции, не имеет своего трактора! Не имеет своего комбайна! А комбайн тоже делался на Южмаше, в филиале в Павлограде. Надо посмотреть эти куски, пригласить тех мальчиков из списка Forbes, которые неплохо сегодня живут и сказать: «Ребята, а ну давайте, вот вам программа «Украинский трактор», вложите свои денежки!» Чего мы с ними должны на «вы» разговаривать? В этом случае надо разговаривать на «ты». Мы их просим заниматься благотворительной деятельностью. Да, это надо, но это мелочевка по сравнению с теми задачами, которые сегодня стоят перед Украиной, и которые может решить в том числе ЮМЗ.

Украинцы, попавшие в список Forbes, сделали свое состояние на химической, металлургической промышленности и сельском хозяйстве. Может быть, этого достаточно?

Мы можем таким образом вступить в международное распределение труда. От нас ничего зависеть не будет. Мы будем территорией, где расположены какие-то производства. Но мне кажется, что Украина заслужила более достойного места в мире с тем интеллектом, который еще чуть-чуть остался. Его бы поддержать. Мы все прекрасно понимаем, что будущее за высокими технологиями.

Для этого нужны инвестиции.

За последние 6 лет Украина в рейтинге экономической свободы упала на 60 единиц! А это главный инвестиционный рейтинг. В это же время (2005-2009 гг.) Азербайджан, Грузия, Казахстан поднялись на 30-40 единиц. У нас часто ссылаются на кризис. Но того, что было в Украине, не было ни в одной стране СНГ! Я имею в виду инфляцию, падение ВВП. Мы исключение из правил.

Сможет ли новая власть переломить ситуацию? Как вы оцениваете первый год деятельности Президента Януковича?

По большому счету, позитивно. По сути впервые в Украине власть стала замкнутой. Не так как было раньше - лебедь, рак и щука тащат воз в разные стороны. Это принесло стабильность. Политическую стабильность. Я уверен, что в моральном плане люди стали чувствовать себя лучше. Появилось чуть больше веры, что власть что-то сделает в Украине. Я сам думаю: если не эта власть, то кто? Кто? Мы с вами имели возможность посмотреть на предыдущую власть. Если бы она снова пришла, что бы из этого было? Ничего хорошего бы не было. Но проблем более чем достаточно. Не нужно эйфории. Не нужно говорить, что завтра мы будем жить лучше, чем сегодня. Мне кажется, что в это не верит даже тот, кто это говорит. Тем более, что ситуация в Украине и мире не дает оснований для этого. Мы живем нормально в первую очередь за счет иностранных кредитов, кредитов МВФ, российских, европейских кредитов. Мы накапливаем долги, а не накапливаем потенциал для того, чтобы с этими долгами рассчитываться. А мировая конъюнктура такова, что люди, о которых пишет Forbes, заработавшие на химической промышленности, на металлургии, богатеют. Ведь цена на металл сегодня заоблачная. Плюс наша внутренняя инфляция добавляет деньги олигархам. Поэтому главное еще впереди. Хорошо, что были проведены реформы в сфере судебной власти, принят Налоговый кодекс, пусть и несовершенный, но за экономику еще серьезно не брались.