Понятно, что основные месседжи Тимошенко для США уже разработаны: «угроза демократии и свободе слова в Украине», «антиамериканская линия новой власти», «возврат Украины в сферу влияния России». Специально для украинской диаспоры – «действующая власть – угроза независимости Украины», вечные темы типа ОУН-УПА, Голодомор.
Тимошенко работает в Штатах если не системно, то давно. Последний раз посещала Вашингтон в марте 2007-го. В опубликованном Министерством юстиции США отчете о деятельности «агентов иностранных государств» (так официально называются нанятые негражданами США лоббисты) сказано, что Тимошенко заплатила за организацию визита компании «TD International» $546,6 тыс. Еще $125 тыс. получила «Dezenhall Resources» за то, что она проводила в Америке кампанию по связям с общественностью. «The Glover Park Group» досталось $32 тыс. «за помощь в налаживании контактов с американскими бизнесменами и представителями власти».
Говорят, кроме Немыри Тимошенко помогает в организации поездки ее советник, Кеннет Мерфи. Этот многолетний сотрудник Джорджа Сороса играет роль посредника между ним, Тимошенко и Немырей, он устраивал им встречи. Некоторые сотрудники Секретариата прежнего главы государства задавали по поводу Мерфи следующие вопросы. На каком основании он присутствовал на переговорах, которые вела Тимошенко в Париже в марте 2007-го, в Брюсселе в феврале 2008-го и в Токио в марте 2009-го? Получил ли допуск к государственной тайне и если получил, то кто и на каком основании его выдал? Поскольку Мерфи мог иметь доступ к конфиденциальной информации, влияющей на котировку государственных облигаций Украины, а Сорос всю жизнь занимается спекуляциями на ценных бумагах, заработав на этом целое состояние, то нельзя ли допустить, что в этом и заключается реальное значение Мерфи?
Кеннет Мерфи. Фото: pravda.com.ua
Сейчас именно Кеннету Мерфи якобы поручено устроить встречу Тимошенко с Джоном МакКейном, конкурентом Барака Обамы на прошлых президентских выборах. Известно, что Тимошенко общалась с МакКейном по телефону 1 октября. Понятно, что в реализации своей стратегии внешнеполитической изоляции действующей власти Тимошенко хотела бы создать единый фронт с участием не только Европейской народной партии. Понятно и то, что персона МакКейна, ветерана Вьетнама, ей подходит. Как и то, что возглавляемый МакКейном специализирующийся на проблемах мировой демократии Международный республиканский институт, у которого есть представительство в Киеве, может занимать выгодную для Тимошенко позицию.
Но ситуация с нынешним визитом кардинально отличается от той, в 2007 году. Несмотря на то, что и тогда, и сейчас Тимошенко находится в оппозиции.
Во-первых, Штаты в условиях «перезагрузки» своих отношений с Россией не склонны верить на слово в антиамериканскую линию новой власти. Скорее поверят в пророссийскую и проамериканскую одновременно. Особенно – после решения о передачи США украинских запасов обогащенного урана.
Во-вторых, там уже хорошо знают, что заявления о тотальной цензуре и угрозах свободе прессы высказываются в том числе и в четырех многочасовых еженедельных эфирах на четырех общенациональных каналах. Многих в США это забавляет.
В-третьих, от Тимошенко никто не дождался экономических реформ, и все эксперты помнят как ее заявление от 22 февраля 2005 года о реприватизации трех тысяч предприятий, так и раздачу «Юлиной тысячи» денег из Сбербанка. А Стивен Пайфер, бывший посол США в Украине, выражающий мнение вашингтонской элиты, говорит в «Радио Свобода» 14 октября то, что его никто не заставлял произносить: «Должен отдать должное Януковичу и украинскому правительству за очень тяжелое и сложное решение – повышение цен на газ. Это решение для некоторых будет проблематичным, но если Украина хочет навести порядок в своем газовом секторе и сделать его экономически устойчивым, не съедать миллиарды долларов субсидий, этот шаг является необходимым. Это болезненный шаг, но он является правильным, он является политически непопулярным, но если Украина хочет навести порядок в своем доме, он ей очень нужен».
США вынуждены считаться с тем, что к лидеру крупнейшей украинской оппозиционной силы, за которую проголосовали свыше 40% избирателей одновременно, есть вопросы у их же правосудия. Кроме доступа к материалам аудита американской кампании «Trout Cacheris», распиареных 15 октября «Wall Street Journal», свое веское слово в отношении правдивости расследованных фактов скажут Дэвид Шеппард и Брент Смит, сотрудники офиса Федерального бюро расследований в посольстве США в Киеве. Тимошенко надо держаться подальше от города Портленд в штате Орегон, в федеральном суде которого, в рамках закона «Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act», рассматривается иск «Trout Cacheris» и «Akin Gump Strauss Hauer and Feld» к компании «Olden Group, LLC», закупавшей «очень нужные препараты» для несуществующей эпидемии гриппа. Могут заслушать, в каком статусе – свидетеля, наверное, на этом этапе.
Конечно, Тимошенко выслушают эксперты, журналисты и политологи. У них такая работа – всех слушать.
Конечно, встретится с Тимошенко и украинская диаспора. Ситуация у последней двоякая. С одной стороны, та позиционирует себя как защитница истинных национальных интересов Украины. С другой – аудит дает представление о ее реальных интересах. Впрочем, не раз убеждался, что в среде диаспоры всегда происходит, говоря медицинским языком, «вытеснение»: защита памяти Степана Бандеры важнее информации о сфальсифицированной эпидемии гриппа. И разве не обокрали все эти сомнительные сделки родственников диаспоры в Украине?
Я не удивлюсь, если с Тимошенко решит не встречаться Джоном МакКейн. Он может доверять репутации «Trout Cacheris»: Плато Качерис, собственник этой фирмы, в 2000-м работал в избирательной кампании МакКейна. С другой стороны, «дедушка старый, ему все равно»: особого «светлого политического будущего» у МакКейна нет. В Штатах не принято, чтобы претендент, проигравший президентские выборы, выставлял свою кандидатуру повторно.
Но вряд ли с Тимошенко будут встречаться первые лица США. В этом случае репутационный ущерб гораздо выше. Хотя переговоры о возможности ее встреч на уровне вице-президента США и госсекретаря идут. Но будет особенно неудобно, если расследование установит, что деньги американских налогоплательщиков, перечисленные МВФ в Украину и предназначавшиеся для рекапитализации банков, ушли в оффшоры.
Конечно, в Вашингтоне многие помнят слова президента Франклина Делано Рузвельта «Конечно, он сукин сын, но это наш сукин сын!» Но для кого является Тимошенко «своей»?
Для Штатов, когда в Вашингтоне в 2007 году она обещала вступление Украины в НАТО? Или для России, которой гарантировала обратное? Для народа Украины, которому в 2004-м обещала на Майдане честную некоррумпированную власть?Тимошенко всегда на своей стороне.