Все публикацииПолитика

Частота коррупции

Два украинских телеканала обвинили главу Службы безопасности Украины Валерия Хорошковского в попытке уничтожить их как независимые медиа. Причиной стала борьба за передатчики телесигнала ничтожно малой мощности – 10 Вт. Именно из-за них возник судебный спор между ТВі, «5 каналом» и телеканалом «Интер».

Частота коррупции
Фото: Макс Левин

Жалобы, озвученные с экранов телевизоров вечером в понедельник, к среде переросли в скандал, отголоски которого появились даже в Washington Post. «5 канал» на грани закрытия, а ТВі душат в зародыше, заявляют руководители и журналисты телеканалов. И все из-за того, что Окружной административный суд Киева отменил январские итоги конкурса Национального совета по вопросам телевидения и радиовещения о распределении 89 свободных частот.

«Распахивание» частот

История не стоит выеденного яйца, если знать, что все частоты были с передатчиками малой мощности – 10 Вт. Такого хватает, чтобы покрыть телесигналом один-два квартала. После решения судей ТРК «Телерадіосвіт» (ТВі) потеряла 33 частоты, а ТРК «НБМ» и ТРК «Экспресс-информ», известные под брендом «5 канал», – 26.

Все фото: Макс Левин

Истцом в спорном деле выступала группа компаний «Интер», которая выиграла лишь 20 частот и затем от них отказалась. Борющиеся телеруководители знают – частоты с передатчиками малой мощности можно превратить в передатчики помощнее. «Интер», естественно, решил выбить эту возможность из рук конкурентов.

Телестенания из-за проигрыша со стороны выглядят смешно. Это если бы крупная агрофирма устраивала мировой скандал из-за того, что более мощный сосед успешно оспорил получение ею нескольких квадратных метров земли. Но если понимать, что заветные квадратные метры позволят «распахать» землевладение вплоть до центра Киева, становиться ясно, почему телесобственники задействовали голубые экраны в бизнес-борьбе.

Именно «рапахиванием» частот и занимались руководители ТВі и «5 канала» после спорной победы на конкурсе в феврале–марте 2010-го. ТРК «Телерадіосвіт», «НБМ» и «Экспресс-информ», как сообщала «Телекритика», обращались в Нацсовет по телерадиовещанию с просьбой увеличить мощность своих 10-ваттных передатчиков. А Нацсовет, в свою очередь, заказал Украинскому государственному центру радиочастот (УГЦР) разработку соответствующих документов.

Рисунок: Александр Дубовский

Планы телевладельцев

Таким образом ТВі рассчитывал получить эфирное вещание в столице. «Все маломощные 10-ваттники, казалось бы, неприспособленные к телевизионному использованию, превратились кто в скромные 100- и 200-ваттники, кто в более мощные 500-ваттники, а кто во вполне привлекательные киловаттники, – пишет Леся Ганджа, аналитик «Телекритики». – Рекордсменом по увеличению стал 22-й телевизионный канал в Киеве, на котором должен вещать ТВі. По условиям УГЦР, тут предусмотрено увеличение до 2,5 КВт и технический перенос из Обухова».

Благодаря январскому конкурсу, ТВі получил частоты во всех регионах, кроме Николаевской области, что давало возможность владельцам развивать проект не только как спутниковый, но и как эфирный телеканал, то есть попасть на кнопку телевизора с комнатной антенной.

Руководство «5 канала» преследовало несколько другие цели. Имея два юридических лица, владелец мечтал сделать из одного телеканала два и даже получил лицензию на ТРК «Экспресс-информ» как «просветительский». Информационным планировали оставить НБМ, развивая его за счет отобранных судом 10-ваттных частот. Именно этот фактор и дает управленцам повод жаловаться, что из-за отмены конкурса главный информационный канал страны обречен умереть.

В любом случае, «серая» схема с 10-ваттными передатчиками с самого начала стала скандальной в среде медиаэкспертов. Более глубокое изучение событий вокруг конкурса, как и обнародованные пресс-службой Нацсовета результаты внутреннего расследования, дает основания искать коррупционные мотивы для принятия решения о распределении частот.

Тень Хорошковского

Отдельная история – роль главы СБУ и собственника InterMediaGroup Валерия Хорошковского и его влияние на суды и медиасферу. Мы не знаем и никогда не узнаем, какое решение принял бы Окружной административный суд Киева, если бы истец – представители группы каналов «Интер» – не принес на заседание документы, полученные сотрудниками СБУ. И что было бы, не будь глава СБУ де-факто активным игроком в скандальном судебном споре.

Но мы знаем, что Валерий Хорошковский является владельцем самого крупного телевещателя – Inter Media Group, и его жена сейчас эту группу возглавляет. Он же стал членом Высшего совета юстиции, в руках которого сегодня судьба всех судьей Украины и руководителей судов.

При такой концентрации медиаресурса, капитала и власти Хорошковский является олигархом в классическом значении этого слова. В отличие от других медиасобственников и представителей власти, он не передавал свои бизнес-ресурсы в управление. А значит, вряд ли кто поверит, что глава СБУ не пользуется и не будет пользоваться властью и полученной информацией в угоду личным интересам.