ГоловнаСвіт

Як українцям реагувати на страхи європейців про безвізовий режим з ЄС

Безвизовая тема для Украины очень «эмоциональна» и это объяснимо: из-за внутренней дискуссии в самом ЕС последние его действия иногда свидетельствуют о двойных стандартах, когда речь идет о безвизовом режиме для Украины. 

Фото: depositphotos.com/Rashevskiy

В некоторых странах Евросоюза существуют страхи относительно негативных последствий безвизового режима с Украиной. И чтобы эти страхи развеять и добиться отмены виз, а не просто доказать неправоту европейцев, эксперты советуют делать акцент не на контробвинениях в адрес ЕС (даже если они обоснованы), а на разъяснениях украинской позиции, что значительно эффективнее. Но делать это стоит с фактическими данными и цифрами на руках.

Для этого Институт мировой политики совместно с «Европой без барьеров», Центром противодействия коррупции и «Европейской правдой» подготовили аргументы, которые доказывают: большинство европейских страхов являются необоснованными.

Эта памятка пригодится в первую очередь тем, кто в силу своих обязанностей общается с европейскими политиками и должен быть готов к дискуссии с ними.

LB.ua уверены, что знание данной информации поможет также и рядовым украинцам: как тем, которые уже проживают за границей – им станет проще развенчивать страхи населения страны пребывания, так и будет полезна украинцам в самой Украине – для понимания сути преобразований в вопросе безвизового режима.

Перечень страхов относительно безвизового, распространенных в странах-членах ЕС:

1. «Существует угроза, что трудовой рынок Евросоюза заполонят украинские рабочие».

Визовая либерализация для Украины касается только краткосрочных виз (для пребывания в зоне Шенген сроком до 90 дней) и не дает права на работу. При этом проблема нелегальной трудовой миграции идет на спад. Число неофициально трудоустроенных за рубежом граждан Украины уменьшилось с 328 тыс в 2006 году до 209 тыс в 2015 году (Исследование GfK и Международной организации по миграции).

Фото: EPA/UPG

Вопрос же легальной миграции остается в компетенции каждой отдельной страны-члена ЕС. Некоторые государства сохраняют рынок труда закрытым, другие - открывают его для украинцев.

2. «Безвизовый режим несет угрозу учитывая миграционный кризис и войну в Украине».

Украина не принадлежит к странам, из которых поступают значительные потоки мигрантов. Даже в «горячем» 2015 году за убежищем в ЕС обратились лишь 21 тыс. граждан Украины (ничтожно малое количество по сравнению с 1,8 млн внутренне перемещенных лиц).

Но самое важное то, что украинцы не имеют больших шансов на убежище в ЕС. В прошлом году только 415 украинцев получили статус беженца в ЕС. Это - лишь 2% от всех искателей убежища из Украины. Подавляющее большинство получают отказ из-за возможности их «внутреннего бегства» в безопасную часть Украины.

Поэтому любые параллели между Украиной и горячими точками мира (особенно Сирией) являются некорректными. Слишком различными являются природа конфликтов, их течение, гуманитарная и экономическая ситуацию в странах.

3. «Мигранты из Украины угрожают увеличением преступности в государствах ЕС».

Опыт ЕС доказывает обратное. Так, в Италии проживает крупнейшая украинская община в Западной Европе, сформированная в 90-х. Однако украинцы не фигурируют в перечне криминогенных национальностей (официальные данные). Правительство и граждане Италии называют украинцем одним из наиболее интегрированных меньшинств. И хотя в Италии миграционный кризис является очень острым, страна поддерживает визовую либерализацию для Украины.

Недавно в Неаполе произошло резонансная трагедия: украинец пытался остановить грабителей в супермаркете и был убит. В городе назвали улицу в его честь.

В Германии, где иммиграционные показатели одни из самых высоких, украинцев тоже нет среди меньшинств, чаще всего привлекаемых к преступлениям (исследование Gatestone Institute).

К тому же, Украина усилила способность останавливать преступников и потенциальных террористов на границе, пункты пересечения границы присоединены к базам Интерпола.

4. «Безвизовый режим между Украиной и ЕС разозлит Россию».

Стратегия учета «чувств» России не дала положительных результатов, а только усилила аппетиты Кремля. В свою очередь, возможная задержка безвизового режима даст Кремлю мощный аргумент для антиевропейской пропаганды в России и на постсоветском пространстве. Имидж ЕС как надежного партнера, который незамедлительно выполняет собственные обязательства, будет подорван в глазах жителей всех стран Восточного партнерства.

Важно также, что безвизовый режим Украины с ЕС отвечает интересам самой России. Москва стремится восстановить свой «безвизовый диалог» с Брюсселем и деполитизировать этот вопрос.

Фото: EPA/UPG

Торможение же безвизового режима с Украиной будет означать, что отмена виз стало политическим вопросом, а не является результатом выполнения технических критериев.

5. «Украина - коррумпированная, План действий по визовой либерализации (ПДВЛ) не исполнен»

Украина сделала за последний год в борьбе с коррупцией больше, чем 25 лет. Созданы органы, независимость которых признана ЕС (Нацагентство по предотвращению коррупции, Национальное антикоррупционное бюро, Специальная антикоррупционная прокуратура), продолжается создание Агентства по возврату активов и запуск электронного декларирования активов госслужащих.

Эти органы не только формально созданы, но и начали работать де-факто. За первые 4 месяца, на апрель 2016 года, Национальное антикоррупционное бюро открыло 120 уголовных производств по делам о коррупции, передало в суд 9 дел по 12 фигурантам, вручило 25 сообщений о подозрении, арестовало 220 млн грн. (официальные данные).

Если же безвизовый режим будет отложен, отдельные политики воспользуются непоследовательностью Евросоюза для свертывания соответствующих антикоррупционных инициатив.

6. «Отмена виз для украинцев нужно привязать к внедрению нового жесткого механизма, который позволяет приостанавливать действие безвизового режима».

Мы понимаем важность нового механизма. Однако новые правила будут распространяться также на те государства, которые получили безвизовый режим раньше. Нет нужды откладывать решения по Украине из-за их подготовки. В то же время безвизовый режим предусматривает жесткие обязательства, которые помогают бороться с нелегальной миграцией и ее последствиями. Так, между ЕС и Украиной действует Соглашение о реадмиссии, которое, в частности, предусматривает возвращение мигрантов в Украину. В Евросоюзе нет нареканий на выполнение Украиной этого соглашения.

Паспортный контроль на границе с Польшей
Фото: shoppingpl.com
Паспортный контроль на границе с Польшей

7. «Либерализация визового режима навредит Украине, потому что исчезнет главный рычаг влияния на правительство для проведения реформ».

Наоборот, задержка предоставления безвизового режима приведет к уменьшению рычагов влияния ЕС на осуществление реформ. Если ЕС отложит решение о либерализации, это приведет к потере авторитета ЕС как ответственного партнера. часть политиков использует это как повод, чтобы заморозить реформы, а также потеряет внимание к дальнейшим рекомендациям ЕС. Это особенно опасно для антикоррупционных реформ, которые еще продолжаются.

Зато Советом ЕС уже объявлено, что ЕС готовит механизм постмониторинга. Он предусматривает возможную реакцию в случае нарушения Украиной ранее выполненных требований ПДВЛ - от предупреждения до приостановления действия безвизового режима.

Однако разработка постмониторинга в коем случае не должна стать поводом для отсрочки безвизового режима, это вызовет тот же негативный эффект.

8. «Украина не контролирует части своей территории, а следовательно, существует риск контрабанды и торговли людьми через территорию Украины в ЕС».

За последние два года Украина провела реформу полиции и пограничной службы, чтобы гарантировать безопасность и надежность границ. Торговля людьми действительно была одним из главных вызовов, однако сейчас ее объемы радикально уменьшились. Отчеты Еврокомиссии свидетельствуют, что в ЕС также высоко оценивают усилия украинского правительства по борьбе с этим явлением.

9. «Слишком мало украинцев получили биометрические паспорта. Поэтому нельзя сказать, что безвизовый режим важен для большинства украинский».

Оформление паспортов нового типа началось только в начале 2015 года. За год было выдано, 2 млн новых паспортов, из них 1 млн биометрических. Социологические исследования свидетельствуют: введение безвизового режима важно для 57% украинцнв. У значительного количества украинцев есть «долгосрочные» шенгенские визы, у них нет необходимости срочно получать новые паспорта.

Порошенко получает биометрический аспорт. 12 января 2015г.
Фото: president.gov.ua
Порошенко получает биометрический аспорт. 12 января 2015г.

Часть украинцев не спешат оформлять новые паспорта по банальной причине: зачем тратиться на биометрику, если неизвестно, когда ЕС позволит безвизовые поездки?

Безвизовый режим между тем, имеет значение не столько практическое (облегчение поездок), сколько политическое - он является символом желания ЕС сотрудничать с Украиной и готовности ЕС выполнять свои обязательства, о чем сказано в предыдущих объяснениях.

10. «Украина делала реформы не для безвизового режима, а сама для себя. Досадно, если украинцы не понимают важности изменений и находятся в такой зависимости от внешнего воздействия».

Украинцы понимают важность реформ. В опросе Института мировой политики на вопрос «Если ЕС не предоставит Украине перспективу членства, что следует делать власти?» самая большая группа респондентов, 46%, выбрали вариант: «Сначала реформы, потом разговоры о ЕС». Впрочем, во времена внешней агрессии и экономического кризиса важно видеть сигналы поддержки от партнера. С ней изменения будут внедрены быстрее и эффективнее.

К сожалению, в Украине есть отдельные политические группы, настроенные против изменений, угрожающих их богатству и доходам, они будут использовать каждую возможность для реверса реформ. Поэтому поддержка Запада нужна для эффективного противодействия популистским призывам.

Полный текст аналитической записки на сайте Института мировой политики.

LB.ua в соцмережах: