Тем не менее, действующий американский лидер был достаточно убедительным, чтобы победа в этот раз досталась именно ему. Согласно блиц-опросу CBS News, победу Обамы признали 53% зрителей, в то время, как за Ромни отдали голоса всего 23%. Еще 24% респондентов утверждают, что дебаты закончились ничьей. Опрос CNN показал совсем другие результаты - 48% голосов за Обаму и 40% за Ромни.
Центральной темой предвыборной кампании бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни было восстановление слабой экономики США, от чего, по его словам, зависит национальная безопасность США. Соответственно, республиканец был более осторожен в вопросах внешней политики, где у него мало опыта, но использовал каждую возможность, чтобы вернуть дискуссию к теме экономики - обсуждению госбюджета, размеров школьных классов, федеральных дотаций в автомобильной промышленности и налоговых льгот для малого бизнеса.
"Президент еще не сбалансировал бюджет. Я надеюсь получить возможность сделать это собственноручно", - уверенно заявил республиканец.
Барак Обама же на дебатах, модерируемых известным журналистом Бобом Шиффером, был агрессором от начала и до конца, сосредоточив внимание публики на вопросах внешней политики. Речь, в частности, шла о политике США на Ближнем Востоке. Американский лидер раскритиковал республиканца за отсутствие плана действий в отношении ближневосточных стран, высмеял призывы Ромни к увеличению числа американских военных суден и обвинил его в возвращении к "холодной войне".
"Россия продолжает сражаться с нами в ООН снова и снова. Я ясно это вижу. Я не собираюсь носить розовые очки, когда речь идет о России или (президенте России Владимире) Путине. И я, определенно, не собираюсь говорить ему, что я дам ему больше гибкости после выборов. После выборов сопротивление в его отношении усилится", - заявил экс-губернатор.
"Несколько месяцев назад, когда Вас спросили, что является самой большой геополитической угрозой для Америки, Вы сказали, что это Россия. Не "Аль-Каида". Вы сказали: "Россия". Когда дело касается внешней политики, мне кажется, что Вы, губернатор, пытаетесь возродить взгляды 80-х годов, знаете ли, холодная война закончилась 20 лет назад", - раскритиковал Обама своего соперника.
Республиканец Ромни также заявил, что политика Обамы в отношении Ближнего Востока и Северной Африки не смогла препятствовать возрождению угрозы со стороны "Аль-Каиды" в этих регионах: "Мы не можем выйти из этой ситуации через убийства. Нам нужна всеобъемлющая надежная стратегия, чтобы помочь исламскому миру и другим частям мира отказаться от радикального насильственного экстремизма. Наша стратегия состоит в том, чтобы исламский мир отказался от экстремизма сам по себе".
Обама же вновь прибег к критике: "Когда дело доходит до нашей внешней политики, Вы, кажется, хотите вернуться к внешней политике 1980-х годов, как и к социальной политике 1950-х, как и к экономической политике 1920-х. Что мы должны сделать в отношении Ближнего Востока - (создать) сильное и устойчивое руководство, взамен того неправильного и безрассудного, которое мы видим по всей карте, и, к сожалению, то, что Вы предлагали в течение всей кампании - не рецепт американской силы".
Однако республиканец парировал этот выпад: "Нападать на меня — это не план действий. Критикуя меня, Вы не говорите, как решить проблемы на Ближнем Востоке, как воспользоваться возможностями этого региона и остановить волну насилия. Наша цель состоит в том, чтобы сделать мир безопасным. Мы хотим мирную планету, мы хотим, чтобы люди наслаждались жизнью и знали, что их будущее будет светлым и процветающим, а не находились в состоянии войны. Вот наша цель. И мантия лидера, который продвигает принципы мира, выпала Америке. Мы не просили об этом, но эта честь принадлежит нам. Но, чтобы продвигать принципы мира, нам нужно быть сильными. А это начинается с сильной экономики в стране, но, к сожалению, экономика не становится сильнее".
В этот раз атаку пришлось отбивать американскому лидеру: "Мир нуждается в сильной Америке, и она сильнее, чем когда я вступил в должность. Благодаря тому, что мы закончили войну в Ираке, мы смогли сфокусировать наше внимание не только на угрозе терроризма, но и на начале переходного процесса в Афганистане. Это также позволило нам сфокусироваться на альянсах и отношениях, которые оставались забытыми в течение десятилетия... И, губернатор Ромни, наши союзы никогда не были сильнее - в Азии, в Европе, в Африке, с Израилем, с которым у нас беспрецедентное военное и разведывательное сотрудничество, включая вопросы, связанные с иранской угрозой. Мы также смогли позиционировать себя таким образом, чтобы начать восстановление Америки. Именно в этом и заключается мой план"
Особое внимание соперники уделили ядерной программе Ирана.
"Губернатор, были времена, честно говоря, в ходе этой кампании, когда, казалось, Вы думали, что могли бы сделать то же самое, что сделали мы, но вы заявляли бы об этом громче, и в этом бы и заключалось отличие... Мы не собираемся позволить Ирану постоянно участвовать в переговорах, которые ведут в никуда, и я очень ясно дал им это понять... Наша цель состоит в том, чтобы Иран отказался от своей ядерной программы", - заявил президент.
Республиканский кандидат в ответ раскритиковал администрацию президента: "Я думаю, что с самого начала, одна из проблем с Ираном заключалась в том, что они смотрели на эту администрацию и чувствовали, что администрация не настолько сильна, насколько она должна быть. Я думаю, что они увидели слабость там, где они ожидал найти американскую силу... Мы на четыре года ближе к ядерному Ирану, и мы не должны впустую тратить эти четыре года".
Бурю аплодисментов и волну смеха вызвало обсуждение американской армии.
Ромни заявил: "Наша армия - лучшая в мире. Мы благословлены потрясающими солдатами, мощнейшими технологиями и разведкой. Но идея сокращения и поглощения бюджета на армию в размере триллиона долларов может изменить эту ситуацию".
Обама отразил эту атаку: "Должно быть, губернатор Ромни провел недостаточно времени, чтобы узнать, как работает наша армия. Вы упоминаете, например, флот, и что у нас меньше кораблей, чем в 1916 году. Губернатор, у нас также меньше лошадей и штыков. Потому что природа армии изменилась. У нас есть такие штуки как авианосцы, на которые садятся самолеты. У нас есть корабли, которые плавают под водой - атомные подводные лодки. Суть не в игре в морской бой или подсчете суден, а в том, каковы возможности".
Между тем, взгляды кандидатов на отношения США с Китаем во многом совпали.
"Китай является как противником, так и потенциальными партнером в международном сообществе, если он будет соблюдать правила. Таким образом, мое отношение (к нему) после прихода к власти будет состоять в том, что мы будем настаивать на том, чтобы Китай играл по тем же правилам, что и все остальные", - заявил Обама.
В свою очередь, Ромни заявил, что американские и китайские интересы очень похожи, поскольку Китай "также хочет стабильности в мире" и "не хочет видеть протекционизм".
"Мы можем быть партнерами с Китаем. Мы не должны быть их противником в какой бы то ни было форме, мы можем работать с ними, мы можем сотрудничать с ними, если они готовы нести ответственность", - отметил республиканец.
Результаты третьего раунда дебатов вряд ли серьезно повлияют на симпатии избирателей в отношении кандидатов на пост президента. В этом сходятся и американские политологи.
"Это были такого рода дебаты, после которых обе стороны чувствуют себя хорошо, - прокомментировал дебаты Брюс Бьюкенен, политолог из Университета Техаса. - Обама имеет преимущество по вопросам внешней политики, но это не та проблема, которая волнует избирателей. Ромни высказал свою позицию и особенно эффективно связал экономику с дискуссией о силе страны".
"Обсуждение внешней политики наименее влияет на избирателей, которые просто не слишком осведомлены о международных делах, - сказал политолог Джейми Чандлер из колледжа Хантера. - Эта дискуссия будет иметь ограниченное влияние на кампанию".
По данным разных опросов, в настоящее время рейтинг соперников почти равен - в пределах 47%. При этом разрыв между кандидатами составляет всего десятые доли процента.