«Является ли целью политики администрации Обамы способствовать окончанию российской оккупации Грузии мирным путем и восстановить территориальную идентичность и целостность Грузии? Абсолютно да. Это наша цель. У нас есть и другие цели, касающиеся Грузии. Я хочу подчеркнуть: у нас есть цель укрепления стабильности в Грузии и регионе, у нас есть цель укрепления демократии и экономического роста в Грузии. И мы все это делаем одновременно», - заявил Макфол.
Напомним, США и страны Запада не признают независимость Южной Осетии и Абхазии и требуют от России вывода войск оттуда. Вместе с тем усилия США в данном направлении не дали ощутимых результатов, признался директор по делам России.
«Добились ли мы прогресса в осуществлении этих главных целей? Мой ответ - нет, не добились. Это правда. У нас есть цель, у нас есть стратегия, которую мы осуществляем, и мы будем снова ее обсуждать с президентом Дмитрием Медведевым в этом году. Но добились ли мы реального прогресса в восстановлении независимости Грузии? Ответ: нет», - отметил Макфол.
Он сообщил, что администрация Обамы открыта любым предложениям относительно того, как более успешно реализовывать цель укрепления независимости и демократии в Грузии.
«Мне будет интересно услышать, существует ли альтернативная стратегия, которая позволит добиться больших успехов. Всегда легко высказывать предпочтения, говорить, что мы должны делать то-то или то-то, что это должно быть включено в резолюцию СБ ООН и так далее. Легко высказывать предпочтения, тяжело сформулировать стратегию и реализовывать ее. Мы остаемся открытыми для альтернативных стратегий», - подчеркнул Макфол.
Вторым не слишком удачным примером отсутствия явных внешнеполитических успехов он назвал реализацию задачи поддержания демократии и прав человека в России.
«Второе - демократия. Является ли внешнеполитической задачей администрации Обамы развивать демократию и права человека в России? Да. Это наша внешнеполитическая задача - развивать их везде. Мы абсолютно четко сформулировали это в нашей стратегии нацбезопасности. Есть ли у нас новая стратегия для реализации этой цели? Да, есть. Стал ли режим в России более демократическим с момента прихода к власти администрации Обамы? Я оставлю этот вопрос для экспертов. Я вижу всякие позитивные моменты, всякие негативные моменты, но общая оценка, данная России организацией Freedom House, остается прежней. Я признаю это», - отметил Макфол.
Он подчеркнул, что видит в российской действительности и позитивные, и негативные признаки. К позитивным он отнес неожиданное избрание некоторых мэров, появление законов, призванных бороться с коррупцией.
«Но уровень насилия на Северном Кавказе растет, людей продолжают арестовывать. Медиа, особенно телевидение, контролируется. Есть ли связь между нашей новой политикой в отношении демократии и тем, что происходит в России? Я не могу делать об этом окончательных выводов», - отметил Макфол.