>
Favbet
Favbet
ГоловнаСпорт

Вадим Нестерчук: наших чиновников нужно отправить в Туркменистан, а затем - в Китай

Создатель первой украинской команды на "Дакаре" Вадим Нестерчук на завершившемся недавно ралли-рейде установил личный рекорд - приехал 26-м. Когда стоял выбор - подняться на 24-ю строчку или дотащить до финиша поломавшийся российский экипаж, - Вадим выбрал второе. Всё логично: когда ты планировал финишировать в ТОП-10, размениваться на такие мелочи, как две позиции в итоговом протоколе, в корне неверно.

Нестерчук едва ли не впервые остался доволен работой команды и автомобилем, чуть меньше доволен собой, а вот штурман снова будет другой. Но это уже традиция.

LB.ua предусмотрительно спрашивал у лидера Sixt Ukraine о том, как команде и ему не остановиться в развитии; мы разузнали, что аргентинцы - это те же украинцы, а Чили - это латиноамериканская Швейцария; спросили у Вадима, когда же он найдет себе штурмана по душе, а еще услышали, что украинских чиновников надо отправить сначала в Туркменистан, а затем - в Китай.

Вадим Нестерчук в кои-то веки доволен работой своей команды и автомобиля во время «Дакара»
Фото: Предоставлено Sixt Ukraine
Вадим Нестерчук в кои-то веки доволен работой своей команды и автомобиля во время «Дакара»

«Дакар» еще как-то влияет на вас, меняет что-то внутри, или вы туда уже как на работу ездите?

«Дакар», как по мне, вообще мало что меняет в человеке и уж точно не формирует человека. Он, на фоне максимального нервного и физического напряжения, подчеркивает определенные вещи, что-то выпячивает, а что-то сглаживает.

Если не брать мотоциклистов, где очень много молодых ребят (они ведь с детства в мотоспорте и к 20 годам уже являются профессионалами), то «Дакар» едут уже сформированные люди. И чтобы там показать что-то, мало быть просто талантливым, нужно обладать опытом, «взрослостью». Нужно иметь характер. А характер формируется с возрастом.

«Дакар» настолько многогранен, что каждый раз я смотрю на него по-новому. Для нас сейчас это уже больше спорт. Журналисты, которые поехали с нами, ожидали худшего – что придется недосыпать, где-то помогать команде крутить гайки. А всё прошло гладко. Не может быть спорта с ситуациями через «не могу». Правильный спорт – это подготовленный спорт.

Когда Робби Гордон в 2008-м году в Венгрии прыгает с трамплина вместо того, чтобы притормозить на гребне (как делал весь ТОП), из-за этого вырывает себе заднюю подвеску и останавливается за несколько десятков метров от финиша – это не езда на результат, это игра на публику.

Мы «Дакар-2013» проехали грамотно: работали с огромным запасом прочности по людям, запчастям, подготовке автомобиля, по езде. Все прошло легко, просто и без эксцессов.

Зато вы провели гонку по-немецки педантично. Я не говорю, что это плохо, но 26-е место в «абсолюте»

Для нашего автомобиля и для такой гонки – это правильная тактика. Я не хочу сравнивать себя с Петранселем (и мне, и команде до его уровня и уровня BMW еще сильно расти), но он тоже проехал очень правильно. Если взять спецучастки, то он считанные разы проезжал их первым. Но именно Петрансель выиграл «Дакар». Точно так же, как Эдик Николаев на «КамАЗе». Спокойная, уверенная езда приносит результат. Другой вопрос – наличие правильного автомобиля и того, подходит ли именно тебе «Дакар».

"На "Дакаре" все прототипы - это очковтирательство"

А вы Петранселя почему связываете с BMW? Он же на Mini ехал.

Но это BMW. Это всё история команды BMW. Раньше они ехали на X5, потом на Х3, потом они сделали облицовку Mini, но техника одна и та же. Вот эта пластиковая облицовка ничего не значит. Значит внутренняя начинка. Смотрите, Терранова ехал на BMW, Петрансель и группа товарищей – на Mini, португалец Соуза и китайцы – на Great Wall, но всё это – BMW.

Послушайте, но это же очковтирательство. Весь мир смотрит, как Great Wall приходит шестым…

Все прототипы, по большому счету, это очковтирательство. Почему я говорю, что мы не едем на Mitsubishi – потому что наше авто никогда не было автомобилем Mitsubishi в обычном понимании. От Mitsubishi у нас только фары, лобовое стекло и задние фонари. Ну, и редукторы, хотя можно подобрать и другие. Например, воздушный фильтр у нас – от американской газонокосилки, радиатор – от старого допотопного «Мерседеса».

Смотрите, есть сконструированный тобой прототип с какими-то задачами по охлаждению, по манере езды, и под это ты уже подбираешь запасные части, которые могут выдерживать такие нагрузки. Тот же Volkswagen никогда не был «Фольксвагеном». По большому счету, это или пиар завода (то, что было у Volkswagen или Mitsubishi), или какие-то новые разработки – популяризация или продвижение конкретной модели, как то X3 или Mini.

Самый «сумасшедший» гонщик на «Дакаре» - Робби Гордон?

Гордон из всего делает шоу – он выбрал для себя такую роль. У него очень много «домашних заготовок» - это касается и слов, и машины. Если он видит где-то вертолет или камеру, то на трамплине всегда постарается взлететь. Но на этом «Дакаре» это всё сыграло с ним злую шутку – он же перевернулся и потерял 6 часов времени.

Или литовец Бенедиктас. Да, он дебютант, но нельзя ехать настолько «безбашенно», или, скажем по-другому, непрофессионально. Потому что три раза за гонку «поймать крышу» - это очень много. Или зависать над обрывом, когда тебя вытягивают. Ты рискуешь, ты ломаешь машину и ты никуда не приезжаешь. И смысл?

Фото: Предоставлено Sixt Ukraine

Вы третий год подряд доезжаете до финиша. Но ощущение, что команде нужен какой-то ускоритель, чтобы не остановиться в развитии.

В этом году мне реально понравилось то, как команда работала, как была подготовлена машина, как мы ехали. Есть нюансы, которые ты должен подправлять – это мой стиль езды, штурман… Это, конечно, была ошибка, вынужденная, но ошибка – штурмана нельзя менять перед гонкой. Но Лоран, с которым мы проездили полтора года, в последний момент отказался. Его банально перекупили.

Вадим, я извиняюсь – «шо, опять?!» Вы снова не сможете проехать «Дакар» с тем же штурманом, что и в последний раз? Снова будет замена?

Конечно. Володя Демьяненко был легионером, он помог команде после неожиданного ухода Лорана Лихтлёйхтера. Но правильно – готовить своего штурмана. Да, это тяжело совместить с «идущим паровозом» - команда ведь реально развивается. Кто-то должен или запрыгнуть на подножку, или очень быстро бежать за поездом. Но штурман – это слабое звено, со штурманом нужно работать.

"Кто в песках Абу-Даби не ездил на «Тойоте» - тот песка не видел и жизни не знает"

Это уже карма какая-то, cкоро начнут думать, что это с Нестерчуком что-то не так…

С Нестерчуком, может быть, тоже и «не так», но смотрите: мы – одна из немногих команд, у которой очень насыщенный соревновательный график. Если говорить о российском пространстве, то я могу назвать четырех штурманов, которые едут в плотном профессиональном режиме – Костя Жильцов, Роман Елагин и… Да, наверное, и все. Есть еще в команде G-Force Виталий Евтехов, но он постоянно едет с Васильевым – таких людей ты не заберешь. Жильцова мы, к слову, звали перед «Дакаром». И тогда это был бы уровень, который даже чуть выше, чем уровень нашей команды – как ни как, а весь прошлый сезон он ехал со Шлиссером.

Нужен ли нам условный «поджопник»? Да нет. Мы знаем, над чем нужно работать. Самый главный нюанс – автомобиль, который может также мощностью двигателя конкурировать, а не только надежностью. Для «быстрого» «Дакара» этого года он был слабоват. А мне нужно продолжать в том же духе. Если говорить о втором эшелоне гонщиков – Лавилле, Балаше, Малыше, Васильеве, Гадасине, то мне понравилось то, что я увидел в дюнах: они – копают, мы – объезжаем их абсолютно спокойно. У каждого из них были проблемы в песках – не технические проблемы с авто, а проблемы по вождению. У нас этих проблем после Абу-Даби, где 300 км сплошных дюн, уже не было. «Шелковый путь», «Ралли фараонов», Абу-Даби – это очень тяжелые гонки, которые дают мне запас прочности для «Дакара». Я шутил: тот, кто в песках Абу-Даби не ездил на «Тойоте» - тот песка не видел и жизни не знает.

А если возвращаться к вопросу о штурмане, то я сейчас больше всего думаю о Лоране. Он имеет наибольший потенциал из всех, с кем приходилось ехать.

Фото: Предоставлено Sixt Ukraine

 А за какую сумму перекупили Лихтлёйхтера?

Нам он стоил 15 тысяч евро, его перекупили за 40. Много это или мало? Ну, учитывая, что штурман рискует жизнью, а сделать ничего не может, ведь руль в руках у другого человека, то всё весьма относительно. 15-20 тысяч евро – это средневзвешенная температуре по больнице, и мы никогда не пойдем на то, чтобы перебивать всех деньгами. Лоран в этом году не доехал до финиша, но поляк Рута за штурмана нас благодарил.

Есть смысл в создании украинской команды, состоящей из нескольких экипажей?

У команды должна быть общая цель. Этим были сильны Volkswagen и Mitsubishi. А BMW сейчас немножко страдает из-за внутренней конкуренции. Они, конечно, остановятся и помогут, если кто-то застрял или перевернулся, но такого, как у Volkswagen...

На «Дакаре-2011» очень серьезно схлестнулись Сайнс и Аль-Аттия. На финише у них был разрыв две минуты. И на каком-то этапе у них произошла «заруба», когда они стали друг друга подрезать. Оба потом получили очень серьезную выволочку от руководителя команды Volkswagen. Он сказал: «Мне все равно, кто из вас выиграет «Дакар». Для меня важно, чтобы гонку выиграл Volkswagen, а не BMW. Еще раз подобное сделаете на спецучастке – повыгоняю обоих». Но соль даже не в этом. За ними ехал Де Виллиерс, который сказал: «Я видел, что ребят понесло, но я знал, что за мной идет Петрансель на BMW, и для меня главным было сдержать его». Вот это командная езда. И с этим даже великий Петрансель ничего поделать не мог.

А как «держат» - пыль пускают в глаза?

Конечно. Я в этом году был очень зол на организаторов, потому что нас регулярно ставили позади гонщиков, которых днем ранее мы обогнали. На 13-м этапе мы обходим Малыша, а на 14-й его все равно ставят перед нами и перед грузовиком Николаева.

То есть, ставят не по итогам предыдущего этапа?

Нет-нет. Есть приоритеты, они могут двигать. Это называется – в целях безопасности. Но когда мы провалились из-за технических проблем, то реально подымались с 60-го места, хотя это не наше место, мы ехали в ТОП-30. Но всем было наплевать.

А подниматься - тяжело. На пыльных спецучастках пыль висит метров 500. А «Сантинель» - предупреждающее устройство, срабатывает только за 150 м. Ты не только должен быстро ехать, но и ждать благоприятного ветра. Но ты сигналишь – а тебя все равно не пропускают. Каждый обгон в таких условиях – это потеря минимум пяти минут. Но мы это сами «выхаркали».

Фото: Предоставлено Sixt Ukraine

По поводу создания второго, третьего экипажей Sixt Ukraine…

Понятно, что это дорого. Если человек сам себя финансирует, то у него какие-то свои задачи, и эти задачи не всегда будут совпадать с задачами объединенной команды. Поэтому я скептически к этому отношусь. По крайней мере, ни одного подобного предложения я не слышал. Хотя совместно поехать на гонку – это и лучше (в контексте взаимовыручки), и дешевле. Мы очень дорого заплатили за свой опыт, мы переплатили за «вход», за те знания, которые получали. Но мы готовы помочь людям перепрыгнуть тот путь, который сами прошли.

Я так гнал, что штурман от страха не мог читать "легенду"

Я вот думаю, это же какой рывок должна совершить Sixt Ukraine, чтобы 12-часовое отставание от победителя трансформировать в 4-часовое и войти в ТОП-10 – а ведь именно такая цель стояла на «Дакар-2013».

От ТОПов, даже имея более сильный двигатель, мы все равно будем отставать на часы. Но, в случае с более сложной, непростой трассой «Дакара» мы сможем зацепиться за ТОП-10.

К слову, я так гнал на 14-м спецучастке, что мой штурман Володя Демьяненко от страха «легенду» даже читать не мог. Ему было жутко страшно. 14-й спецучасток мы ехали настолько рискованно… Есть проблемка прохождения поворотов – нужно чуть-чуть добавить в умении. Это даже не вопрос секунд, а вопрос безопасности. Понятно, что мне еще нужно учиться.

Но и штурман тоже должен проходить пороги скорости. Я «Шелковый путь-2010» ехал, можно сказать, с новичком. Едем по извилистой лесной тропке с трамплинами. В классе T1 (это прототипы), если ты выходишь на хорошую скорость, можешь прыгать по верхушкам трамплинов, не спускаясь в эти ямы. Это скорость больше 120 км/ч. Но машина нестабильна – ты никогда не находишься на земле всеми колесами, и ты постоянно должен подруливать и не забывать о деревьях. Но когда ты вкатываешься – это кайф; ты чувствуешь автомобиль, как свое второе «я». И мы несемся под 150 км/ч, я поворачиваюсь к штурману и говорю: «Валера, ты посмотри, как мы «валим». Но я вижу, что ему совсем не в кайф. Штурману сложнее привыкнуть к скорости. Он должен постоянно быть со мной в гонках, чтобы понимать: у Нестерчука не «снесло крышу, для него и для авто – это нормальная ситуация.

И штурман должен быть готов к тому, чтобы читать «легенду» на большой скорости. Лоран, например, не успевал. Володя – тем более не успевал. Костя Жильцов, когда сел к Шлиссеру, по-другому стал «легенду» читать. Потому что для Шлиссера режим «следующая картинка» – это уже очень поздно. Нужно просматривать и читать «картинки» на два-три хода вперед. Потому что четвертая картинка может идти в спайке со второй.

Следующий «Дакар» может снова оказаться нескоростным?

Не думаю. «Дакар» развивается по спирали. Сейчас все начнут жаловаться, что это не «Дакар» - слишком просто было. Организаторы сделают его сложнее. Снова окажется простоват – его еще более усложнят. До того момента, пока народ не начнет стонать, что стало очень сложно. Пик сложности мы прошли в 2012 году, когда доехало только 30% экипажей. Ждем нового пика.

Фото: Предоставлено Sixt Ukraine

Когда вы говорите о своих недостатках, то имеете в виду и некоторую осторожность в выборе скоростного режима?

Смотрите, есть люди, которые на жизнь себе зарабатывают «рулением» – как Нассер Аль-Аттия, Карлос Сайнс, двукратный победитель WRC. Это профессионалы.Они умеют ездить очень быстро.

Я пришел в автоспорт шесть лет назад. Наверное, в их понимании я – не спортсмен. Я могу ездить правильно, но не настолько правильно, как они.

Я беру другими вещами. Есть пилоты, тот же россиянин Лёша Беркут, которые на первой трети участка обгоняют меня и уезжают вперед, но ко второй половине спецучастка уже я их догоняю и уезжаю далеко вперед. Потому что они быстрые, но – недолгие, спринтеры, а я – больше стайер. Я лучше еду вторую половину спецучастка: я вкатываюсь, меня не одолевает усталость, могу держать темп и наращивать его под конец спецучастка. Не всем это дано чисто от природы.

«Дакар-2013» был мне совершенно не на руку, потому что не было ни одного спецучастка за 400 км. А 400 км и больше - это как раз мой профиль. Когда все «просаживаются», я наращиваю темп.

После Абу-Даби пески «Дакара» - это детская песочница. А улучшать мне нужно езду на скоростных участках.

"Вышиванка на механике - это правильная вещь"

Кого на «Дакаре» больше: мужчин, уже реализовавших себя в жизни, и желающих покорить новые высоты, или профессиональных гонщиков?

Те, которые бьются за подиум – в основном, это уже профессионалы. Вторая часть, к которой я отношу и себя, - это хорошие спортсмены, которые умеют ездить , имеют колоссальный опыт, но для них это не основное.

Фото: Предоставлено Sixt Ukraine

А для вас это до сих пор не основное?

У меня вообще своя «фишка». Мы где-то уникальны, потому что для меня «Дакар» или Кубок мира – это построение команды из существующего бизнеса, который связан с автомобилями. Мне интересно, чтобы ребята сами строили авто; чтобы ребята из обычного бизнеса приходили в команду и оттачивали свои навыки по логистике, да даже по коммуникации и управлению людьми. И это затем возвращается обратно в бизнес.

Вы одели в команду в вышиванки, интервью давали на украинском языке. Но ведь ниша уже занята – олимпийский чемпион Александр Усик ходит с «оселедцем», а после побед танцует гопак в ринге.

Для меня было важным подчеркнуть, что мы украинская команда. Флаг на плече и так есть, выбрить что-то мне прическа не позволяет, а вот вышиванка – это правильная вещь. На «Дакаре» все-таки есть элементы шоу, это огромная зрительская аудитория. И не так много узнаваемых команд. Для меня важно держать национальную идею. Мы красиво выглядели. Мне понравилось. Всем понравилось. Если раньше мы наших механиков заставляли надевать футболки, то вышиванки они сами с удовольствием примеряли.

Мы праздновали финиш гонки в том же ресторане, что и Toyota Autobody. А вы понимаете, что такое японцы в Чили. Их было 30, нас – десять. Но хозяйка ресторана на следующий день меня сразу узнала, хотя я был уже в обычной футболке. А японцы прошли мимо ее восприятия. Где-то мы должны и подыгрывать… Можно еще быть, как Робби Гордон, но это не мой путь.

Фото: Предоставлено Sixt Ukraine

"В депутаты пока не пойду - критическая масса людей еще не вызрела"

Расскажите о людях и странах, которых вы видели во время гонки.

Чилийцы – это больше европейцы. Там не так уж и много индейской крови. В Латинской Америке их называют «Швейцарией». Они по-другому относятся к жизни, к бизнесу. Аргентинцы – это мы. Я себя там чувствую, как в Украине – и в плане природы, и людей. Мы очень похожи ментально. А вот перуанцы – это носители идеологии «easy life». Зачем выращивать бананы и зарабатывать деньги, если можно и так лежать под пальмой и есть бананы. Когда природа дает какие-то базовые вещи, не нужно заботиться о жилище и еде. А от наносных вещей - образования, машины можно и отказаться. А вот чилийцы, которые вынуждены долбать горы, должны напрягаться.

У меня из гоночных впечатлений самые большие – это Туркменистан и Китай. В первом случае – показуха, основанная на нефти и газе, когда золотые статуи поворачиваются вслед за солнцем. И дворцы из мрамора, жаркие летом и холодные зимой. А за ярким фасадом дворцов – трущобы. Обратный пример – Китай, который вкладывает деньги в инфраструктуру. Я бы наших чиновников отправлял за опытом в эти две страны. В Урумчи асфальта не было вообще, но китайцы в масках с метлами метут пыль. И я понимаю – через пять лет у них будут и асфальт, и магазины, и все остальное.

Вам пора в депутаты идти.

Не хотел. Я бы по спискам и не пошел, а по «мажоритарке» не хотел. Ты все равно пока ничего изменить не можешь в этой стране. Должна быть какая-то критическая масса людей, которые хотят изменений… У нас чиновнику украсть рубль должно быть стыдно, а миллион – страшно. А нашим и не стыдно, и не страшно. Ну, должны же быть какие-то сдерживающие факторы. А их нет!

Вы перед «Дакаром» перевернулись в Олешковских песках. С вашим-то опытом...

Там была проблема с коробкой. Она нечетко включает передачи. И тогда в Олешках я потерял управление на доли секунды, а ехали быстро…

Одна поправка к сказанному - машина стоит 300 тысяч евро

А может, это был знак – может, некоторым людям противопоказано сталкиваться с пошлостью в любых ее проявлениях.

Ну, Ира снимала свою передачу. Да, у нее свой образ. Но она случайно оказалась в это время в кабине. А сигнал предупреждающий мы получили до этого – когда ехали с другим журналистом, передача тоже не включилась, машину занесло, и я ушел в «дрова». Причем на том же самом месте. Но для сюжета всё отлично вышло. Народ же не любит правильную езду. Я – скучный пилот для наших людей. Но я все равно буду ехать правильно, потому что это стратегически верно. 

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram