Этот текст можно было бы озаглавить так – Возвращение Короля. Но в заголовке стоят другие слова. И дело вовсе не в том, что первый вариант затасканный, банальный. Жизненная правда сильнее любой банальности. Дело в другом. Для описания тех преград, которые Федереру пришлось преодолеть на пути к мечте, эпитет «железный» подходит как нельзя лучше.
По итогам Australian Open, где швейцарец уже привычно остановился в полуфинале, LB.ua писал: «Роджер Федерер на фоне своих более молодых коллег-соперников выглядит пережитком прошлого. Но не потому, что "стар и немощен". Просто он Давид в царстве Голиафов. И если удастся победить одного врага, на его месте тут же вырастет другой, еще более сильный и выносливый. Для Федерера есть только один шанс не быть раздавленным в бойне: упираться из последних сил и надеяться, что Голиафы вымотают друг друга».
Можно ли утверждать, что так и произошло? Наверное, да. Джокович, сражаясь в Австралии с Марреем и Надалем почти половину суток и буквально выгрызая у них победы, вымотался психологически. А ведь Новак черпает силы как раз в своих эмоциях. Его беспрестанные монологи, переходящие в диалоги с командой, служат дополнительным зарядом энергии (вдобавок к тому, который закладывается на тренировках). После AusOpen-2012 Ноле уже не был таким свежим и одухотворенным, как прежде. Чего только стоят три подряд поражения от Надаля, у которого он до этого сам выиграл семь матчей подряд.
Надаль же, выдав блестящий грунтовый отрезок и выиграв четыре турнира (и, конечно же, «Ролан Гаррос»), зачем-то поехал в Галле, где быстренько проиграл Кольшрайберу, а затем пал жертвой сотой ракетки мира уже на Уимблдоне. Не железный Рафа, не железный. Гнуться стал…
Маррей же на фоне этих двух колоссов, можно сказать, провалял дурака, начиная с эпического полуфинала с Джоковичем на AusOpen-2012. Да, Энди немного поднял свой боевой дух, переиграв Джоковича в Дубае, но в решающей встрече он ведь всё равно уступил Федереру. А Новак поквитался с британцем в финале Мастерса в Майами, одолев того в двух сетах. В итоге же оказалось, что Энди копил силы на домашний турнир – Уимблдон. Возможно, даже сознательно копил.
Федерер же после заслуженного поражения от Надаля в полуфинале всё того же AusOpen начал потихоньку наращивать обороты и по крупицам собирать былое могущество. Чего только стоят три триумфа подряд – в Роттердаме, в Дубае и в Индиан-Уэллсе. А о бедном Хуане Мартине Дель Потро даже вспоминать больно. Это ведь его Роджер обыграл пять раз подряд, да еще отыгравшись с 0:2 по сетам в четвертьфинале «Ролан Гаррос». Но на выходе швейцарец получил очередную «баранку» на «мэйджоре» - поражение в трех сетах от Новака Джоковича. Шестое в семи последних очных встречах. Осечка на грунтовых кортах Парижа стала для Федерера девятой подряд на турнирах серии Grand Slam. Он словно бы застрял на отметке в 16 выигранных «Шлемов» за карьеру. А, собственно, почему «словно» - натурально застрял.
И вот грянул Уимблдон. Турнир, который Роджер выигрывал шесть раз. Турнир, на котором с 1993 года первая четвёрка «сеяных» не могла дружно добраться до полуфинала. Федерер и сам поспособствовал этому дважды – в сезонах 2010 и 2011, когда выбывал в 1/4 финала. Кто окажется самым слабым сильным звеном на этот раз?
Слабину дал, как вы уже знаете, несгибаемый прежде El Toro – Рафа Надаль, который во втором раунде в пяти сетах уступил чеху Росолу, в итоге так и не ставшему кем-то большим, чем просто «тем парнем, который обыграл Рафу».
А Федерер, вначале сметая соперников со своего пути, в 3-м круге едва не споткнулся о француза Жюльена Беннето. Но Роджер, уступая 0:2 по сетам, переломил ход встречи и выиграл. Уже после своего триумфа на турнире он скажет: «Проигрывая 0:2, я не переставал думать о своей мечте».
В полуфинале на пути мечты стал первая ракетка мира Новак Джокович. Перед их встречей мало кто ставил на Федерера, памятуя, как уже серб отыгрался с 0:2 и с матчболов Федерера в полуфинале US Open-2011, как уверенно он разобрался со швейцарцем в полуфинале «Ролан Гаррос-2012», уступая во второй партии 0:3. Но Федерер сразил серба своей психологической стойкостью и физической формой. Новак, взвинтив скорости во второй партии, сам же пал жертвой выбранного темпа. Такого в истории «нового Джоковича» еще не было.
Финал Уимблдона стал еще одной проверкой «старичка» Федерера на прочность. Энди Маррей, этот главный неудачник Тура, человек, проигравший три своих предыдущих «шлемных» финала, казалось, был припёрт к стенке и оттого опасен вдвойне. И первая партия это подтвердила. Маррей, перетерпев швейцарца в затяжном 8-м гейме, тут же сделал брейк и вскоре выиграл партию 6:4. В следующем сете уже Роджер отбивал нападки Энди, но в 12-м гейме именно швейцарец прибрал к рукам подачу соперника, а с ней и сет – 7:5.
Ключевой момент в матче случился в 6-м гейме следующей партии. Он продолжался более четверти часа. Федерер, отыгравшись с 40:0, имел множество брейк-поинтов на подаче соперника, но только с шестой попытки забрал-таки гейм. Эта локальная победа была равносильна триумфу советских войск под Сталинградом. С этого момента игровое преимущество в матче окончательно перешло к Федереру.
…Эра Роджера Федерера закатывалась уже дважды. Впервые, когда он после 4,5 лет безраздельного властвования просто потерял мотивацию. Он сам тогда признавался, что во время матчей начинал думать о чем угодно, только не о теннисе. Во второй раз звезда Федерера потускнела после его победы на AusOpen-2010, когда он превзошел достижение Пита Сампраса по числу триумфов на «Шлемах» - в активе швейцарца их стало 16. И даже возможность превзойти еще один рекорд Сампраса – по числу недель на вершине мужского рейтинга – не могла пробудить блеск в глазах Роджера, к тому времени ставшего отцом близняшек.
Но время не только лечит, оно заставляет тебя все-таки принять вызовы. Федерер сделал это и, думается, не пожалел. Седьмая победа на Уимблдоне, 17-й титул на ТБШ, 286-я неделя на вершине мужского рейтинга (а перспективы там месяца на четыре вырисовываются, не меньше) – всё это стоило того, чтобы, переступая через себя и преодолевая сопротивление других, вновь стать Лучшим. Безусловно, он и в третий раз покинет завоеванную вершину. Но это уже не будет выглядеть так, будто его оттуда сбросили. Он спустится сам, неспешно. Рано или поздно его имя исчезнет из теннисных рейтингов, но Эра Роджера Федерера – это уже навсегда.