ГоловнаСуспільствоЖиття

Ганьба триває

В свои предарестные годы 29 сентября вечером я всегда приходил в Бабий Яр с небольшим букетом цветов. Где-то там был прах моего деда Абрама Глузмана. Отчетливо помню, как каждый желающий положить цветы к символическому камню должен был пройти сквозь две шеренги офицеров КГБ. Это было устрашение, откровенное, наглое. Но люди все равно приходили. Не только евреи и цыгане. Были там и те, кого вскоре стали называть украинскими буржуазными националистами и сажать в лагеря и психиатрические больницы. Вокруг, в сырецких дворах, стояли в ожидании милицейские «воронки». 

Фото: EPA/UPG

Однажды я увидел, как пожилая еврейка опустилась на колени прямо на асфальт проезжей дороги (сейчас там в нескольких метрах станция метро Дорогожичи) и долго целовала асфальт. Ничего не понимая, я спросил ее сопровождающего: зачем она это делает? Ее сын, это был ее сын, ответил: «Здесь, под асфальтом лежит прах, у мамы была казнена вся ее семья». Так было в СССР. 

Когда власти опомнились, днем 29 сентября они устраивали свой митинг силами Шевченковского райкома партии, где с кузова грузового автомобиля выступали специально выделенные с этой целью советские граждане, никогда не произносившие запретные слова «еврей, цыган, украинский патриот».

В конце концов установили памятник. Классический советский героический памятник. Не жертвам, а героям. Но сам Бабий Яр оставался «парком отдыха». Пока в начале двухтысячных американский еврейский фонд «Джойнт» не решил построить на прахе тысяч жертв нацизма «Общинно-культурный центр Наследие». Тогда решила сказать свое «нет» украинская интеллигенция. Был организован общественный комитет, состоявший из известных людей. После длительной борьбы мы сумели остановить это святотатство. Помню и такой эпизод, известный бизнесмен, тогда еще не народный депутат Вадим Рабинович опубликовал свою позицию, вслух сообщив, что купит территорию Бабьего Яра с тем, чтобы всякие там не мешали “Джойнту”… Тогда я публично ему ответил, предложив заодно купить землю Бухенвальда или Освенцима.

Как вы понимаете, украинское государство и к этой борьбе, и к самой проблеме памяти о тысячах невинных жертв отношения не имело. Ему, государству, это было неинтересно. Как и сегодня неинтересно.

А вот российские олигархи решили Украине помочь. Они за свои кровные хотят построить Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр». Уже не на земле с прахом расстрелянных, а рядом, на территории старого еврейского кладбища, что категорически запрещено религиозным иудейским законом. Что ж, раньше мы противостояли американцам, сейчас – россиянам. Кстати, двое из этих благодетелей находятся в списке правительства США как потенциальные объекты санкций из-за своей чрезвычайной близости к Путину.

И – самое неожиданное. Оказывается, земля Бабьего Яра сдана в аренду на несколько десятилетий. Да-да, именно им, российским олигархам. Их организации, зарегистрированной в Украине. 4 апреля я, находясь в парламентском комитете культуры, услышал это от присутствовавших там официальных представителей российских олигархов. Странная логика: власти США наказывают людей, фактически поддерживающих агрессию России в Украине, а наши власти поддерживают этих же людей, отдавая им в долгосрочную аренду землю. Да еще какую землю…

Десятилетиями длящийся позор. Но существует и такая опасность, российские доброжелатели не хотят познакомить украинских экспертов с концепцией будущего Мемориального центра. Это настораживает. Не может не настораживать. Как и то, кто из наших высоких чиновников подписал документ о жуткой аренде.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram