ГоловнаСуспільствоЖиття

Палац холоду

 — В Новоднестровске природа классная. Весной и летом люди любят ходить в лес и на речку с палатками, а вот осенью и зимой никаких развлечений нет. В городе есть только одно кафе, которое работает после 12. Если хотят развлечься, едут либо в Черновцы, либо в Винницу - это два часа дороги. Но позволить себе такую поездку чаще раза в месяц могут немногие, — рассказывает про родной город Анна Пижевская.

Она родом из Новоднестровска, городка, в котором проживает 11 тысяч человек. После школы Анна уехала в Черновцы — училась на медика. А теперь вернулась. Мы с ней едем из Черновцов в машине мужа ее родной сестры. Сестра с ребенком на переднем сидении, муж за рулем. Хвастаются, что он поехал на заработки в Египет, вернулся, купил машину и квартиру. А сейчас работает на Днестровской ГЭС.

Днестровская ГЭС
Фото: УКРГИДРОПРОЕКТ
Днестровская ГЭС

Днестровскую ГЭС начали строить в 1972 году. Для ее обслуживания и возвели город Новоднестровск. Сейчас это город областного значения, но так будет недолго - на ГЭС ожидаются сокращения. Штат одной из самых больших гидроэлектростанций в Европе составляет всего лишь 900 человек. Молодёжи делать в Новоднестровске нечего, старые работники со своих мест уходить не хотят — зарплата хорошая, а работать больше особо и негде.

Анну знает весь Новоднестровск — она активистка и работает в центре «Спорт для всех»: организовывает соревнования для детей и пытается развивать спорт в своем городе. Помимо этого, местные власти часто обращаются к ней за помощью в организации городских праздников. Её мобильный номер есть чуть ли не у каждого в Новоднестровске.

Мы останавливаемся на трассе, Анна выбегает за пирожками. Это традиция - по дороге домой из Черновцов покупать пирожки. Я в шутку предлагаю ей открыть ларек с пирожками в Новоднестровске и сделать бизнес. Она смеётся и рассказывает, что хотела открыть спортивные секции для детей.

— Когда я начала работать два года назад, посмотрела, что в городе нет кружков. Мальчика пяти лет можно отдать либо на футбол, либо на байдарки, других вариантов нет. Байдарки в спорткомплексе, где зимой вообще нереально заниматься. А девочек отдают на гимнастику. Мы сначала хотели открыть секции, но много требований: нужно набрать определённое количество людей, чтобы Черновцы разрешили, дали денег, - говорит Анна. - Тогда мы решили создать неприбыльную организацию, где родители смогут платить членские взносы. Через полгода наши воспитанники начали занимать первые места на соревнованиях! Снимаем часть подвала в жилом доме: там качалка и маленькая комната. Ни туалета, ни воды нет, а окна заклеены пленкой. Но наши дети ходят туда, потому что больше некуда.

Спартанское воспитание

Многоэтажный дом в центре города. В его подвале уже несколько лет существует спортивный зал с говорящим названием «Спарта». За дверью — ритмичная музыка. Ребята тягают железо, кто-то поднимает самодельную штангу, кто-то бьет грушу. Стены без штукатурки, везде плесень и грибок, который прикрывают старые постеры с бодибилдерами и какими-то афишами. Одно окно выбито и затянуто клеёнкой.

Спарта
Фото: Владислав Машкин
Спарта

Зал без окна
Фото: Владислав Машкин
Зал без окна

— Где можно руки помыть?

В ответ смеются и показывают туалет. Там раковина и разбитое зеркало. Следующее помещение — дырка в земле, заваленная битым кафелем со стен. Вдоль них идут ржавые трубы с многолетней паутиной и пылью. На полу вода по щиколотку. Часто туалет забивается и все это растекается по залу.

Оттуда как раз слышно детские голоса — это пришли ребята на тренировку по тайскому боксу. Среди них — чемпионы нескольких областей.

Туалет в Спарте
Фото: Владислав Машкин
Туалет в Спарте

Маленькая комната. Часть подвала без окон. Четыре стены, пол полностью застелен матами. У стены лавочка. Всё это освещается одной лампой. В дверях толпятся родители — наблюдают за тренировкой.

Двадцать детей от 6 и до 12 лет слушают тренера, разминаются, качают пресс и отжимаются. Затем — отработки ударов и приёмов. Все разбиваются по парам. Те, кому не досталось напарника, и совсем маленькие стоят с краю и отрабатывают удары, вглядываясь в поросшую плесенью бетонную стену.

В конце тренировки — спарринг. Двенадцатилетние Святослав Захарчук и Лев Левщуков в полной защите. Удары — точные, приемы — отработанные. Тренер подсказывает, какую тактику лучше выбрать. Тени дерущихся ребят на стене создают атмосферу театральности. Между раундами Лев подбегает к дверям, где его ждет мама. Поет сына водой, и тот снова возвращается на ринг.

— Мне этот зал не нравится, — говорит Лев, когда спарринг окончен. — Хочу, чтобы было теплее, светлее и много места. У нас тут рядом есть огромный спорткомплекс! Там и пуфики, и маты!

Лев признается — мечтает стать чемпионом мира по тайскому боксу.

Лев Левщуков
Фото: Владислав Машкин
Лев Левщуков

В разговор вмешивается отец одного из спортсменов, Александр Захарчук. Долго жалуется на местную власть.

— Тут один из лучших спорткомплексов в Украине. Из него вышли чемпионы олимпиад и мира. А сейчас мы своими силами ремонт делаем. Кто-то шпаклюет, кто мусор выносит, сейчас уже собираемся красить. Городской совет денег нам на спорт не дает! А наши ребята ездят во Львов, Франковск, Черновцы и привозят оттуда первые места!

Здание спорткомплекса
Фото: Владислав Машкин
Здание спорткомплекса

Неоправданные надежды

Чтобы увидеть этот легендарный спорткомплекс, далеко идти не нужно. Через две улицы стоит серое здание советской архитектуры: огромная коробка, которых тысячи по всей Украине. Монументально, обширно, громоздко и безвкусно. Надпись гласит «Детско-юношеская школа в городе Новоднестровск». На пороге встречает взволнованный директор Виталий Маркитан.

Фото: Владислав Машкин

— 5 тысяч квадратных метров! — говорит он с придыханием. — Таких больших комплексов на всю Украину всего десять! Когда их строили (а наш открыли в 1991-м), это была замечательная идея, направленая на всестороннее спортивное развитие. Тут же можно было бы заниматься почти любым видом спорта!

Заходим в главный зал спорткомплекса — просторное помещение с трибунами на втором этаже и деревянным полем. Директор с гордостью рассказывает: вот он – зал, пригодный для любых европейских соревнований!

— В 1991 году Советский Союз распался, и все грандиозные планы и все проекты закрылись. Впоследствии этот спорткомплекс стал непомерно тяжелым для бюджета Украины, — рассказывает директор.

Для отопления СК нужны ресурсы, которых нет. Поэтому спортсмены тренируются в других помещениях.

— Это вызывает резонные вопросы у местных — а зачем стоит такое большое здание, когда дети ютятся в подвалах. Когда весь физактив и педсостав можно было бы разместить в нашем СК, — разводит руками Виктор.

В холле комплекса висит доска почета. Там и чемпионы мира, и участники Олимпийских Игр.

Фото: Владислав Машкин

— Вот Саша Дяченко — чемпион 30-х Олимпийских Игр, победитель и призер Чемпионата мира и Европы по гребле на байдарках и каноэ, — показывает Виталий. — А вот Толик Михайлевский — чемпион Канады, — и так про каждого.

Виталий шутит:

—Все они занимались в таких условиях. Может это и закалило их спортивный характер.

Сразу справа от доски коридор со старыми заплесневелыми стенами.

— И что вы собираетесь делать?

—На одной из встреч с людьми мы решили что-то менять. В стране идет война и ожидать финансирования —не вариант. Значит, нужно своими силами исправлять ситуацию, — резюмирует директор.

Убрали все ненужное, поставили новые окна. Побелили стены и потолок.

Помещение будущего зала
Фото: Владислав Машкин
Помещение будущего зала

Все упирается в деньги. Шпаклевка, выравнивания стен, утепление. Много забирает электричество, потому что отопление здесь только электрическое. Нам нужна помощь.

В самом дальнем коридоре тренажерный зал. От холода долго не зажигается лампа дневного света. Она освещает неровный пол, единственное окно, поломанные шкафчики для вещей и старые советские тренажеры: поролон давно уже стерся. Сидеть на таких невозможно, заниматься — тем более.

— Оборудование спартанское, — как бы оправдываясь, говорит директор. — Конечно, мы старались своими силами что-то тут улучшить. Поменяли на тренажерах дермантин, грушу повесили, заменили тросики. Но это все не то. У нас тут занимаются олимпийские чемпионы, им нужны специальные нагрузки, специальные навыки.

Фото: Владислав Машкин

Фото: Владислав Машкин

Но главная проблема, все же, холод.

— Очень много ребят начинает сюда ходить в начале сентября, но с первыми холодами здесь ни души. Я бы своего ребенка тоже не пускал сюда на занятия.

За окном идет снег, а под спорткомплексом собираются мальчики с футбольным мячом. В 16:00 у них тренировка. Игра с мячом – хороший способ согреться.

Надежда есть

Инициативу возродить комплекс поддерживают все местные. Анна вместе с организацией «Спорт для всех» прописала бюджет и ищет финансирование. Горит этой идеей, разве что сама не шпаклюет стены.

Заходим в просторное помещение. Тут раньше был бар — еще видны следы от барной стойки. В бывшей кухне снимают вытяжки, там обустроят раздевалку.

Владельцы местных фирм помогают с ремонтом. Ведь их дети занимаются тут.

Фото: Владислав Машкин

Фото: Владислав Машкин

— Основная наша проблема — это отопление, — говорит Анна, — Если спонсоры закупят нам обогреватели, то дальше мы и сами потянем. Сделаем залы — потянутся люди, и будут деньги.

У активистов появилась идея сделать презентацию и получить деньги из благотворительного фонда. Киевская платформа «Смарт Ангел» заинтересовалась и в ноябре 2017 года запустила проект «Создай свое будущее». Деньги, которые соберет “Смарт Ангел”, пойдут на спортинвентарь и стройматериалы для новоднестровского спорткомплекса.

По данным проекта, нужен ремонт в трех помещениях. Ремонт идет с конца осени, и «Смарт Ангел» отчитывается, что на проект уже потратили более 178 тысяч, из них больше 100 тысяч гривен - на борцовские маты. Остальные - аренда залов и первоочередный ремонт: полы, стены, потолок. Но это еще не конец, для того, чтобы закончить ремонт, нужно еще 182 тысячи гривен. Их потратят на сантехнику, обогреватели и спортинвентарь (турники, защита, груша).

- Будут новые виды спорта,— уже мечтает о будущем комплекса Виталий Маркитан. — говорит он. Всеукраинские команды приедут в Новоднестровск. Появятся связи, меценаты.

Фото: Владислав Машкин

Директор уже начертил стратегию развития. Он надеется, что ремонт расширится и на другие на залы.

— Здесь есть рекреационная зона и пустые помещения. Их можно переоборудовать под хостел и организации соревнований. А бесполезную крышу над крыльцом можно отдать каким-то бизнесменам, которые могут сделать на ней летнее кафе с видом на город. Если мы так возродим наш СК, представляете, какой будет приток людей, какой будет приток финансов?!

Анна тоже видит в этом возможность развития для всего города. По предварительным подсчетам, у каждого тренера будет по три группы. Это в сумме 90 детей. Постепенно активисты готовы привлечь к спорту всех 1040 детей Новоднестровска.

— Пока я здесь, хочу сделать по максимуму. Активные люди уезжают. Но если все уедут, здесь никогда ничего не будет, — разводит руками Анна.

Фото: Владислав Машкин

То, что сейчас город с населением в 11 тысяч своими силами пытается поднять со дна такую глыбу, как огромный спортивный комплекс, внушает надежду. Надежду, что все возможно при большом желании и поддержке. И тогда у 12-летнего мечтателя Льва Лещукова появится шанс таки стать мировым чемпионом.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram