ГоловнаКультура

Примусова демаркація

23-ого апреля в Центре современного искусства М17 Союз Вольных Художников, под неизменным руководством Антина Мухарского, презентовал культурологический проект «Украинский культурный фронт». В рамках проекта открылась успевшая нашуметь выставка “жлоб-артистов”, в которой, кроме известных картин на анархическую тематику, проводится перформанс “Осторожно, русские!”.

Фото: Виталий Головин

Главной задачей жлоб-арта, по словам его участников, является проекция низменных привычек постсоветского общества, то есть «жлобства», в наиболее выразительных ракурсах. Художники не упускают возможности юморить на тему убогой жизни люмпена: за примерами комичных высказываний и ситуаций далеко ходить не нужно – материал для вдохновения можно найти в любом спальном районе, а если заехать в глубинку, можно встретить еще более «удивительные» экземпляры.

Для художника Ивана Семесюка подобная встреча стала источником вдохновения – когда он, увидев курящего в трамвае гопника, написал картину «Брателло». Можно считать, что именно эта работа стала начальным этапом в формировании такого явления, как жлоб-арт, главными персонажами которого стали социальные иждивенцы, напоминающие, героев, в лучшем случае, балабановских «Жмурок», в худшем - сериала «Реальные пацаны».

Вскоре этим проектом заинтересовался известный украинский шоу-мен Антин Мухарский - он до сих пор является главным куратором художников-жлобистов. В процессе к проекту присоединились и другие художники: Олекса Манн, Андрей Ермоленко и другие. В 2008 году художники создали арт-группировку Союз Вольных Художников «Воля або Смерть».

В концепции выставки в М17 куратор решил синтезировать майдановский нарратив и жлоб-арт, что в конечном итоге было больше похоже на спекуляции на волне национальной революции. В своих работах художники использовали наиболее узнаваемую атрибутику Майдана: жестяные бочки, поддоны, из которых были сконструированы стенды для работ, скульптуры-мишени и т.д. В серии работ Андрея Ермоленко были представлены уже узнаваемые плакаты на анархистскую тематику в стиле олдскульных татуировок Ed Hardy и созданные под влиянием революции плакаты с изображениями Шевченко в различных образах.

Антон Мухарский
Фото: Виталий Головин
Антон Мухарский

Интерактивный перформанс, действующий на выставке, тоже не отличается новизной. Подобное действо можно было наблюдать на ART Kyev’13, где в клетке резвились забавные гопники – излюбленные персонажи жлобистов. Но в этот раз гопники преобразились в пророссийских сепаратистов - «легким движением руки» к спортивным костюмам и семечкам добавилась георгиевская лента, российский флаг и типичные разговоры о бандеровцах, фашистах и прочем. Таким образом, художники, используя банальные приемы, актуализировали свои наиболее известные работы.

На выставке так же было представлено 100 документальных фотографий с Майдана. Соединение в одном пространстве перформанса, развлекающего публику, и иллюстрации национальной трагедии создавали ощущения диссонанса. Художники жлоб-арта, апеллирующие к визуализации реалий люмпена, используя как инструментарий юмор и простые, понятные формы, кощунственно используют наиболее актуальные проблемы украинского общества в своем привычном репертуаре.

Фото: Виталий Головин

Появление жлоб-арта на отечественной арт-сцене, в общем-то, было неизбежным. Регулярное обращение к реалиям нашей жизни является неотъемлемой частью творчество практически каждого художника. Ведь любой человек, живущий в Украине, непременно сталкивается со всеми «прелестями» несформировавшегося демократического общества. Художники этого направления отображают суровую действительность основных масс населения страны, таким образом, обращаясь к наиболее распространённым проблемам общества. Но, дело в том, что подобная проекция в сатирическом духе не несет в себе никакой смысловой нагрузки.

Можно бесконечно изображать ребят в спортивных костюмах «три полоски» в разных ипостасях, но без анализа этого явления жлоб-арт, как творческий проект, обречен на стагнацию. Потешаясь над «жлобами», эти художники лишь увеличивают пропасть между социальными слоями населения. Хотя чему удивляться, ведь сам Мухарский позиционировал жлоб-арт как прецедент для свободного выбора каждого - на какой стороне демаркационной линии находиться. Такая позиция в период обострения сепаратистских настроений, мягко говоря, неуместна - именно сейчас украинцам нужно избавляться от всех разделительных линий.

Тетяна ЛисунТетяна Лисун, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram