ГоловнаСуспільствоЖиття
Спецтема
Ничейный малыш

Детство под ключ

Представьте себе путь длиною в триста километров, пролегающий от Киева до точки назначения по глухим селам севера Черниговской области. На дороге, сначала ровной и хорошо размеченной, все чаще встречаются ухабы – пока и вовсе не приходится ехать по остаткам асфальта, усыпанным сеном и конским навозом. Все реже встречаются кирпичные дома – чем дальше на север, тем больше деревянных изб. Машин тоже становится меньше с каждым километром – вместо них в ходу повозки с лошадьми. На дорогу время от времени выходят пешеходы – бабушки в платочках в цветочек и их спутники в пиджаках и синих «трениках». Молодежи, а тем более детей, совсем мало.

Детство под ключ
Фото: Алексей Бабынин

Где-то в этой глуши затерялась Краснохуторская школа-интернат для детей от 6 до 18 лет. Из девяти школ-интернатов Черниговской области в сельской местности находятся семь. Причем ситуация складывается подобным образом по всей Украине – около половины всех интернатных учреждений размещены в селах или пгт, даже если интернат или детский дом считается районным или областным. Ранее LB.ua уже писал о скучных сиротских буднях в селе, но по сравнению с Красным хутором предыдущая локация – Кривошеинцы - кажется мегаполисом. Красного Хутора нет на карте, у него даже нет дорожного знака с названием. Единственный указатель в пределах населенного пункта гласит: «Школа-интернат». Кроме школы в селе, как говорят местные, «восемь хат».

Сама школа-интернат – отдельная тема для художественного очерка. Несколько старинных, построенных в начале прошлого века, деревянных зданий окружены со всех сторон лесом. Между школой, жилым корпусом и «купальней» (не путать с баней, это просто корпус для принятия стандартных водных процедур) - пышная клумба. А посреди клумбы… Ленин, такой молодой – щекастый и с кудрями.

Фото: Алексей Бабынин

Какими вырастают дети, воспитанные в «казенном доме», да еще и в условиях изоляции от внешнего мира? На момент нашего приезда в Красный Хутор в интернате 80 с лишним ребят – часть живет тут постоянно, часть приехала отдыхать на лето из других детских домов. Все, как один – чуть более подтянутые, ловкие и загорелые, чем «домашние» дети. Среди мальчишек модно «ходить на турники», кроме того, практикуются «трудовые задания» - работа в подсобном хозяйстве интерната. Все обуты в резиновые тапки разной степени истоптанности, у большинства – неопрятная одежда и поцарапанные, сбитые коленки.

Фото: Алексей Бабынин

«Понимаете, дети не берегут вещи, не ценят. Они не понимают, откуда берется одежда, что с ней надо аккуратно, - жалуются воспитатели, все как один. – Хотя в этом нет ничего странного: дети просто получают вещи, носят как попало, а потом отдают в стирку или получают новые взамен испорченных. Они знают, что всегда будет новая обувь, новая одежда, новая игрушка». И после выхода в самостоятельную жизнь такая позиция детям отнюдь не помогает.

В этом году в Красном Хуторе 8 выпускников: пять мальчиков и три девочки. «Студенческий набор» - сумки, полотенца, посуду и средства гигиены - им подарили помощники интерната, Всеукраинская общественная организация «Хонда Семья». Но учиться жить по-взрослому ребятам придется самостоятельно. Причем речь идет не только и не столько об умении стирать и готовить. Даже выходцы из более-менее благополучных семей, пожив в изолированном интернате, получают очень специфический социальный опыт, усваивают не совсем стандартные нормы поведения и вообще смотрят на мир иначе, чем другие дети.

Фото: Алексей Бабынин

Стоит отменить, что воспитанникам этого интерната повезло - благотворители помогают им не только деньгами, вещами и игрушками. В этот приезд «Хонда Семья» организовала для детей несколько мастер-классов и квест. В свою очередь, дети к приезду гостей подготовили концерт – несколько действительно смешных юморесок, пару песен, выступление брейк-дансеров. Но самое интересное – постановка «Красной Шапочки» на новый лад. В интерпретации воспитанников интерната история заканчивается так: Красная Шапочка, прокатавшись верхом на Волке всю ночь, чуть ли не силой забирает у бабушки всю пенсию и уходит из дому, напевая популярную песенку. Большинству детей, сидящих в зале, такой сценарий не кажется странным. Тут открыто говорят о тяжелых, иногда страшных историях жизни, плохих родителях и преступлениях. То, что человеку из «внешнего мира» кажется ужасным исключением из правил, тут давно стало обыденным. «Да тут у всех одно и то же – родители пили, били. Забрали в интернат, сбежал, опять забрали», - очень спокойно рассказывает Вика, совсем маленькая девочка с голубыми глазами, подстриженная «под мальчика». О своих родителях она молчит, но, скорее всего, история похожая.

Конечно, не все дети из-за такой атмосферы вырастут асоциальными, не смогут реализоваться или построят проблемные семьи. У многих уже сейчас заметно желание «идти от противоположного». Они трепетно заботятся о младших воспитанниках, мечтают в будущем работать с детьми или лечить животных. К сожалению, чем старше дети – тем менее заметны доброта и желание помочь. Тем чаще, несмотря на усилия воспитателей, в характеристиках встречается слово «трудный». Впрочем, наблюдая за детьми в интернатах и приемных семьях каждый раз убеждаешься: все плохие характеристики меркнут или вовсе улетучиваются, когда ребенок попадает в семью. Или хотя бы поближе к цивилизации – к кружкам, «домашним» сверстникам и позитивным примерам. Ко всему тому, что принято считать нормальной детской жизнью.

Фото: Алексей Бабынин

society.lb.ua благодарит Всеукраинскую общественную организацию «Хонда Семья» за помощь в организации поездки.

Альона МельникАльона Мельник, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram