ГоловнаСуспільствоЖиття

CМИ, средства массовой истерики

Многое пришлось передумать за дни, когда перед нами разворачивают героическую имитацию «борьбы с эпидемией». Да, пока это страна, по качеству власти не ушедшая от СССР. Вспомните «чернобыльскую панику».

CМИ, средства массовой истерики
Фото: PHL

Уменя есть претензии к народу. Он не глупее и не умнее других. В конце концов, когда мы говорим об эпидемии и о народе, мы говорим о том же народе, который стоял на Майдане. О народе примерно из местностей эпидемии. Не в том смысле, что Майдан – это плохо, а в том, что народ – тот же: поверив тогда в «царство справедливости», ныне верит в «тиф».

Да, не позволим себе забыть: это тот же народ, который в начале 50-х годов верил во «врачей-отравителей». Рассказываю по первоисточникам архива МВД: еврейка-врачиха в детском саду запустила детям вшей с брюшным тифом. А рентгенолог-еврей держал людей перед экраном, у 47 человек белокровица открылась. До массовых погромов, правда, в Киеве не дошло…

В стране – массовый психоз. Все закончится назначением врагов, награждением непричастных и наказанием невиновных.

Из классики философии, «Психологии толпы» Гюстава Лебона: «Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они представляются толпе. Необходимо, чтобы в концентрированном виде эти факты были представлены так, чтобы они всецело овладевали умом толпы и наполняли область ее понимания. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять».

Почему правительство не предприняло в отношении эпидемии никаких упреждающих мер? Спросите у родственников 80 трупов.

Почему еще весной не вакцинировали хотя бы врачей? Спросите у бывшего личного врача Виктора Ющенко, ныне – министра Василия Князевича. А почему врачей и медсестер не вакцинируют хотя бы сейчас?

Действительно ли в этой стране есть Госрезерв? Куда за наши с вами налоги должны откладывать необходимое на случай ЧП или войны? У них что, даже марли нет?

Почему самолет с «золотым» «Тамифлю» ради PR-встречи ВИПов «перли» в Киев, а не разгружали в местах эпидемии – в гражданских аэропортах Львова, Черновцов, Тернополя, Ровно, военных – в Самборе, Стрые, Виннице?

Но СМИ заняты другим: массовой истерикой. Один из телеканалов под руководством начальника, когда-то выпустившего в эфир программу о том, что оральный секс излечивает украинский акцент в русском языке, сообщает о «дезинфекции воздуха с самолетов», потому что в Тернополе тиф. Другой телеканал – о легочной чуме. Третий дает эфир, политики пиарятся, передавая закупленные неизвестно за чьи средства препараты, эффективность которых сомнительна.

Люди жаждут информации, они ее получают «по телевизору». Это то, что нужно телевидению. Это то, что дает рейтинг. Реальность, циничная правда: чем больше панических новостей (например, о «легочной чуме»), тем больше людей смотрит телевизор. Этим руководствуется большинство телевизионщиков. Не все, конечно. Так было на ТВ не всегда, сегодня это часто так, как будет через год – неизвестно. Поэтому не надо поражаться новостям о «легочной чуме», «тифе». СМИ не утруждают себя проверкой информации. Хватит и того, что такой-то и такой-то об этом заявили – даем в эфир, это рейтинг.

А еще не надо поражаться ответам. Когда ведущие медицинские специалисты страны говорят, что причина эпидемии – отказ украинцев от прививок.

Я вспоминал, как, работая главным редактором ТСН на «1+1» (не нынешнем, а «том», времен Александра Роднянского, Владимира Оселедчика и Бориса Фуксмана), много раз думал – нельзя давать так много власти главному редактору новостей. У непорядочного человека – все возможности поднять панику на всю страну. Понятно, что цензура – зло, цензура – не выход, но как противостоять и волнам PR-информповодов, и давлению политиков, для которых все пиар, кроме некролога?.. Вспоминая, как я в сентябре 2004-го, вырабатывая в это же время свою оценку, противостоял валу PR-информповодов об «отравлении» одного из кандидатов, звонкам от политиков о том, что «ты не имеешь никакого права давать это в эфир» и «ни в коем случае этого в эфир не давай», – не брошу ни в кого камень. Пусть каждый редактор решает все за себя. Принимая во внимание то, где – судьба чьей-то кампании и денег, а где – судьба человека и история народа.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram