ГоловнаПолітика

Начальник одеської поліції Головін про напад на Стерненка: «Як опер я на 99% впевнений: другого ножа не було»

В контексте громких событий, происходящих вокруг бывшего главы одесского «Правого сектора» Сергея Стерненко в последние месяцы, на LB.ua уже выходило интервью самого Стерненко. Сегодня он находится на лечении в одной из киевских клиник; на момент записи разговора – через три дня после нападения – пребывал еще Клинической больнице №1 в родном городе. Как и было анонсировано, с учетом сложившегося резонанса, мы также представляем вниманию читателей позицию второй стороны. В данном случае – главы одесской полиции Дмитрия Головина.

Наш разговор посвящен исключительно одному предмету – делу Стерненко. Давайте изложим официальную версию полиции – из того, что можно говорить – по состоянию на сегодня, субботу 26-го мая.

Фото: Алексей Степанов/368.media

Давайте по порядку. Первое: факт нападения еще, скажем так, процессуально не установлен. Произошла ситуация, в результате которой есть заявление господина Стерненко. Есть труп. Также есть один потерпевший, назовем его гражданин «И». Значит, по факту - акцентирую на этом внимание - по факту были открыты три криминальных производства. Не в отношении кого-то, а именно по факту.

Первое - по факту наличия трупа гражданина Кузнецова. Второе - по факту заявления гражданина Стерненко о том, что на него якобы было совершено нападение с целью умышленного убийства. Третье - по факту нанесения телесных повреждений средней тяжести, это 122-я статья.

Пока что только три фактовых дела и ни одного подозрения. Сейчас ведутся следственные действия, проходит большое количество экспертиз. Также продолжаются неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Группой руковожу непосредственно я.

То есть держите дело под личным контролем?

Не то, чтобы под личным, но я руковожу усиленной следственно-оперативной группой.

По поводу следственных действий, которые проводились на месте событий… Сообщалось, что был найден только один нож.

Да. На месте случившегося работали руководители, сотрудники аппарата, работал райотдел, представители прокуратуры. Кроме того: работали пятеро поисковых собак, было проведено четыре осмотра – еще в ночное время, а также утром. Окрестная местность – с целью обнаружения ножа либо других предметов, которые теоретически могли бы быть использованы для нападения на гражданина Стерненко – была прочесана вдоль и поперек. Это все осуществлялось в процессуальных рамках. Более того, это все зафиксировано протоколом, понятыми и видеосъемкой, чтобы не допустить потом перекручиваний со стороны адвоката Стерненко либо адвоката нападавших.

Фото: Алексей Степанов/368.media

Общественности?

Ей, кстати, в какой-то мере хотелось бы сказать «спасибо». Потому что люди подсказывали: вот там те видели, там то видели, там еще кровь нашли. По ходу разбирательств по данному делу удалось еще собрать данные по факту преступления, случившегося в том же районе тремя днями ранее – никак не связанного, но тем не менее.

Конечно, есть тайна следственных действий, которые, мне не хотелось бы озвучивать. Да, дело Стерненко резонансное, но тот комплекс мероприятий, который был осуществлен, он осуществляется в подобных случаях всегда. Поэтому когда говорят, что нападениями на активистов никто не занимается, я готов поспорить.

Ясно. Но я уточню. Второй нож покамест не найден, да?

Как должностное лицо, я вам говорю, что мы проводим оперативно-розыскные следственные мероприятия по установлению возможного нахождения предметов, которые могли бы использоваться.

А как опер с двадцатилетним стажем, что скажете? Не как глава полиции?

Как опер с двадцатилетним стажем, как человек, который – вместе с кинологами – внимательно исследовал место происшествия, буквально каждый сантиметр там прочесал, могу сказать, что я на 99% уверен: никакого второго ножа там не было.

Сколько времени потребовалось для задержания второго нападавшего?

Час пятнадцать, насколько помню.

Он вполне мог успеть выбросить нож за это время.

Правильный вопрос. Мы уже полностью восстановили хронологию происходившего. Как я уже сказал, я лично прошел весь «маршрут» вместе с кинологами. Нашли трех свидетелей. Установили место, где второго нападавшего – он был ранен – подобрала «скорая». «Взяли» его уже в больнице. Единственное что, мы еще не нашли, так это его телефон.

То есть по мобильному сигналу отследить его передвижение не можете?

Когда второй нападавший убегал, его телефон «погас». Либо разбился. Тем не менее по видеокамерам, по хронометражу, по допросам мы полностью восстановили маршрут его следования. Более того, несколько свидетельств указывают на то, что там (на месте нападения, - С.К.) был еще один человек. Сейчас мы это перепроверяем.

Фото: Алексей Степанов/368.media

Изначально фигурировала информация о том, что было даже 3-4 человека.

Есть показания одного свидетеля относительно машины, которая двигалась и могла «мигнуть» фарами - ведь это было темное время суток. Мы провели комплекс специальных мероприятий под называнием "радиоразведка".

Так машину установили?

Машин во дворе стояло несколько. Якобы речь идет об автомобиле темного цвета – то ли «Мерседес», то ли «БМВ». Сейчас над этим работаем. Но я не думаю, что машина к этому причастна. Почему? Потому что, как я уже сказал, мы полностью понимаем – начиная с 13 часов и до момента происшествия – маршрут движения двух нападавших.

Что говорит второй? Тот, который жив остался.

Ничего особенного. Говорит, что с Иваном (погибшим, - С.К.) встретились в том районе около шести вечера. Данными радиоразведки это подтверждается. Как и то, что Стерненко – к тому моменту – там еще не было. В шесть вечера он, если не ошибаюсь, находился в обладминистрации с представителями КМЭСА, на круглом столе. Кстати сказать, речь там шла о результатах работы местной полиции второго и девятого мая. И Стерненко полицию хвалил, дескать «молодцы, хорошо отработали». Потом они пошли в ресторан. Не думаю, что он вам это говорил (в интервью, - С.К.).

Не говорил. Но на что это влияет, что меняет?

Да, так... Просто в кодексе это называется «при отягощающих обстоятельствах» (подразумевается, что накануне происшествия Стерненко мог употреблять алкогольные напитки, - С.К.).

Вы сказали, что сейчас только один нож и второй вряд ли будет найден. Кому принадлежит тот, который сейчас фигурирует в деле?

Предполагаю, что это нож Стерненко. На чем основываются мои предположения? Во-первых, на стриме он сам это говорил, сейчас меняет показания, но это такое. Мы сделаем проще, проведем следственный эксперимент.

В интервью он говорил, что сдавал биологический материал.

Помимо биологических материалов, мы назначили ряд экспертиз. Экспертизы покажут: отпечаток каких лезвий у него на руке, характер повреждения, глубина и т.д.

Он утверждает, что выбил этот нож из рук одного из нападавших.

Во-первых, был удар. Он устоял после него? Ладно, допустим, устоял. Но умудрился левой рукой – будучи при этом правшой – ладонью перехватить нож. При этом порез почему-то по вене пришелся. Более того, на месте первой стычки крови практически не обнаружено – буквально пару капель.

Слишком много несостыковок.

Фото: Алексей Степанов/368.media

Погодите, ранее на Стерненко было уже два покушения, он имел все основания опасаться за свою безопасность, а то и жизнь. Ладно, вот второй нападавший, говорит ли он о том, с какой целью они встретились с первым «на районе» в шесть вечера? Погулять просто?

Как глава одесской полиции, однозначно я вам ответить сейчас не могу, но опять-таки, как опер с 20-летним стажем, анализируя его показания, допускаю, что встретились они не для того, чтобы Стерененко убить, но чтобы припугнуть. Подчеркиваю: это – мое приватное мнение. Почему я так считаю? Потому что мы прослеживаем определенные связи двух нападавших в городе Черноморске, а также в одесском СИЗО, где на сегодня находится главный оппонент гражданина Стерненко, гражданин Эдик Панченко по кличке «Галстук».

Почему «Галстук»?

Потому что когда он был в ПС, все время в галстуке ходил.

Будучи главой «Правого сектора» в Одессе, Стерненко сделал все, чтобы Панченко оттуда исключили. Далее, когда Стерненко находился в СИЗО, в отношении него были предприняты Панченко определенные действия, которые мне бы сейчас не хотелось конкретизировать.

В данный момент Панченко проходит в подозрении на убийство, и Стерненко ходил на все его суды, «качал», чтобы была бы максимальная мера пресечения. По оперативной информации, Панченко решил ему это припомнить…

Более того, что касается второго покушения на Стерненко – от первого мая – там тоже прослеживается связь с местным СИЗО. То есть предварительно пазл складывается.

Однако, объективности ради, мы анализируем четыре версии случившегося: от банальной «хулиганки» до политических мотивов. Но все это – вопрос следствия.

Что с человеком, нападавшим на Стерненко первого мая?

Он в СИЗО. Это – исполнитель. Тот, кто помогал ему – в бегах, в ПМР. Больше ничего сказать пока не могу.

Вы, как никто, заинтересованы в прозрачном, объективном расследовании. Ведь о ваших неприязненных отношениях со Стерненко всем известно.

Помните столкновения под мэрией Одессы, когда Стерненко там, извините, отлупили? Кто его отбил и втолкнул в здание мэрии (на безопасную территорию, - С.К.). Гражданин Головин. Так что у меня ровное к нему отношение. Просто, уже как частное лицо, я вам могу сказать, что Стерненко – на мой взгляд – мальчик, который попросту по возрасту не дорос играть в такие большие игры. Что он является определенным проектом, который «тянут». И этот проект не совсем удачный. Слишком рано «звезду» поймал.

Фото: Алексей Степанов/368.media

Что с первым покушением на Стерненко, которое еще в феврале было?

Там статья 125-я, легкие телесные повреждения. Реальных доказательств того, что это было покушение у нас фактически нет. Якобы при нападении использовалась палка с гвоздем на конце. И поцарапали машину. Ну, извините, это несерьезно. Да, он просил охрану, но под 125-ю статью охрана не положена, ведь это не тяжкое преступление.

После второго нападения – оно было куда серьезнее - первого мая, он тоже просил охрану. Ее не предоставили.

Там была запущена процедура. Которая, как вы понимаете, ни один день длится. Следователь и прокурор должны выдать постановление. Дальше – направить, как главе местной полиции, мне. Я — расписать. Отправить обратно. Потом заходит на Службу. Если не ошибаюсь, в ОВД все документы вернулись 24 или 25-го числа, так как изначально следователь направлял 7 мая. С 7 по 15 мая шли бюрократические процессы. Это легко можно проверить, если вы сделаете журналистский запрос в канцелярию. В любом случае, все должно быть по закону, мы не можем закон нарушать.

Вы сами были настроены предоставлять ему охрану или нет?

По 125 статье – точно нет. По эпизоду второго покушения нужно было рассматривать, пятьдесят на пятьдесят. Естественно, после нынешних событий охрана у него точно будет.

Он уже три дня в больнице, и охраны у него нет.

По новому делу ходатайство об обеспечении охраны он еще не заявлял. По крайней мере, у меня такой информации нет.

Что касается больницы, то мы понимаем, что там и как. Не следим, нет, но обеспечиваем безопасность. Тем более, что кроме Стерненко там находятся еще два человека по совершенно другим эпизодам – наркотикам и похищениям людей.

Значит, второй нападавший сейчас дает показания?

Его очень быстро задержали, доставили, отработали. Подозрение никому не предъявлено.

Напоминаю, что согласно решению пленума ВСУ, самооборона заканчивается с момента прекращения угрозы. Когда человек, грубо говоря, начинает убегать, а его догоняют, то это уже весьма тонкая грань между самообороной.

Фото: Алексей Степанов/368.media

Какие у него повреждения?

Средние телесные. Косое по животу - до внутренностей не дошло. Врачи зашили. Вот почему я говорю, что подозреваю, что нападавшие Стерненко хотели «шугануть». Не убить. Когда идут на убийство, берут пистолет, ножи, палки, хоть что-то. 

Где он их получил?

По нашим данным, в месте первой стычки.

В интервью Стерненко утверждает, что второй стычки не было, что нападавший просто упал и тогда обнаружилась его рана на животе.

В любом случае, мы будем проводить следственный эксперимент. Стерненко говорит, что готов принимать участие.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
LB.ua в соцмережах: