ГоловнаПолітика

Подолати Януковича

Мы должны понимать, что Янукович рассчитывает, что будет президентом и дальше, потом победит на выборах и передаст власть тому, кому захочет. Его стратегия сейчас: я покажу вам, что вы в моей власти. Но именно эта стратегия и ведёт его уже даже не к отставке, а как минимум к бегству в Подмосковье на соседнюю дачу к Аскару Акаеву – это бывший президент Киргизии, который утратил власть в результате восстания.

Что значило закрыть киевское метро в разгар рабочего дня? Киев – это город, в котором сотни тысяч людей ездят в центр на работу, а живут – в других районах. И вчера был день, когда все эти люди, а также их близкие реально, в своей собственной повседневности увидели, что эта власть может сделать с ними всё, что захочет. Захотят – метро закроют. А значит, захотят – связь отрубят. Захотят – выключат электричество. Захотят – водопровод перекроют.

Даже те, кто до вчерашнего дня оставался нейтральным, теперь понимают, что все аспекты их жизни, в том числе даже и возможность свободно перемещаться по городу, – реально под угрозой.

Добавьте к этому блокирование въездов в Киев – и подумайте, что почувствовали родители десятков тысяч тех, кто переехал жить в Киев – и как раз не «майданить», а работать. Это же одним своим решением Янукович буквально рассеял по Украине беспокойство. Беспокойство теперь даже там, где раньше удавалось его подавлять с помощью цензуры и подтасовок на телеканалах.

Что значило бросить уже даже БТРы против Майдана, который, защищаясь, пел национальный гимн и читал молитвы? Это значило ввести состояние войны в эмоциональную реальность людей, на базовый уровень восприятия, как бы предваряющий интеллект. В результате такого эмоционального превращения, штурм Майдана стал совершенно ясной атакой против Украины – против святого пространства мечты всех тех, кто осознаёт себя украинцами не в гражданском, а в национальном – эмоциональном и кровном смысле. Это миллионы людей!

Янукович хочет показать, что у него – сила, но проблема в том, что предъявить эту силу Янукович может только в том случае, если денационализирует её, если заменит флаг этой силы с украинского национального на любой другой – например, на «георгиевский». Под национальным флагом Янукович и те, кто его представляют, уже просто не воспринимаются.

Ещё раз: вчерашней ночью произошёл коренной перелом в противостоянии. Если раньше было всего лишь умозрительным, что украинцы сражаются против чужой силы, против захватчиков, которых поддерживают в Кремле, то теперь это более чем очевидно – Янукович реально олицетворяет собой оккупацию, против которой украинский народ ведёт национально-освободительную борьбу. Вся мифология, все легенды, все мечты украинцев об освободительной борьбе сейчас актуализировались, это всё включилось и работает.

Это может показаться слишком пафосным, но реально Янукович вчера пошёл против мёртвых и живых и не родившихся – против всей национальной вечности украинского народа. И в таких условиях отступать уже некуда. Этот факт просто был в воздухе на Майдане минувшей ночью – и поэтому как раз на горящих баррикадах даже в самые сложные моменты находились люди, которые не отступали.

Что значило вывести на улицы вооружённых титушек, которые выполняли совместно с милицией функцию подавления Майдана? Это значило реально актуализировать уже, как ни странно, советскую мифологию освободительной борьбы. Все, заставшие СССР, читали книги и смотрели фильмы, созданные в рамках советской культуры, в которых описывается, как полицаи помогали оккупантам во время Великой отечественной войны. Не все соглашаются по поводу тех или иных фактов этой войны, тех или иных решений во время этой войны, но вот саму структуру поведения сторон в войне люди более-менее представляют себе.

Так вот, вооружённые титушки на стороне Януковича – сделали ситуацию духовно понятной для миллионов тех, кто не относит себя к украинской национальной культуре. Для защиты Януковича титушкам дали власть в её самой грубой форме – в форме права на насилие и огнестрельного оружия. Это значит, что воскресла ровно та же проблематика, которая существовала для мирных советских людей во время войны и после неё: как относиться к полицаям – этим вооружённым гражданским помощникам оккупантов? Как жить при полицаях?

Обыватель понимает, что полицаи могут убить без тени сомнений. Вчера вот от их рук погиб журналист газеты «Вести» – совершенно немайданного издания. Простой вопрос: как теперь Янукович сможет остаться президентом для огромной массы людей, которые понимают, что Янукович реально готов применять в том числе и террористические методы, методы запугивания, травли и повседневного уличного насилия, которые можно увидеть ещё в советских фильмах и о которых можно прочитать ещё в советских книгах про оккупацию? Янукович и ястребы в его окружении наверняка думают, что титушки укрепляют их власть, но на самом деле они серьёзно расшатывают их власть.

И последнее – что значило всё-таки пойти на силовой сценарий после того, как западные лидеры недвусмысленно говорили, что именно после такого сценария с Януковичем уже не будут церемониться? Это значит, что международная изоляция Украины на время правления Януковича – угроза как никогда реальная. И эта угроза грубо противоречит мечте миллионов граждан нашего государства жить в стране, открытой для мира.

Янукович наверняка хотел вернуть себе контроль над столицей, а потом с позиции силы вести переговоры как с оппозицией, так и с Западом. Мол, я тут полноценный президент, а вы знайте своё место и уважайте границы моего политического значения. Повести себя так – Януковичу могли посоветовать только люди с русским отношением к государству и миру, воспитанные в рамках русской политической культуры. Действительно, глава русского государства может позволить себе говорить с миром с позиции силы. Россия может позволить себе рискнуть сыграть на крайностях в отношениях с западными лидерами – те точно побоятся изолировать Россию.

Но проблема в том, что Украина – не Россия. Была бы Украина ещё одним могущественным русским государством, унаследовавшим долгую историю расширения империи, войн и противостояния с западной культурой, – ну для Януковича тогда прокатил бы любой сценарий в Украине. Мог бы даже и из танков расстрелять Майдан, как Борис Ельцин расстрелял в 1993-м свой парламент. Вот только нет у Украины этого запаса накопленного веками могущества – материального и символического. Зато есть запас накопленного веками стремления к Европе.

Как теперь Янукович собирается править? Всякий раз выключать метро в Киеве, когда есть угроза массового митинга? Устроить блок-посты на въездах в столицу так, как будто у нас здесь Чечня периода войн? Держать годами на улицах солдат внутренних войск? Если что, выпускать на улицы вооружённых титушек? Тупо хамить в своих обращениях к народу после каждой бойни?

Янукович превратил робкий политический протест в реальную борьбу украинцев за свою национальную мечту. Янукович воскресил проблематику Великой отечественной войны, и каждому пока ещё мирному жителю нужно теперь нервно думать, на чьей же он стороне и как не спровоцировать полицаев на агрессию. Сотни тысяч родителей во всех уголках Украины сейчас не могут жить спокойно, потому что их дети уехали в Киев и не на Майдан, а просто найти здесь работу, чтобы как-то выжить. И здесь на улицах – реальные бои, убить могут любого, бросить в тюрьму могут по малейшему подозрению и без вины, транспорт могут заблокировать в любой момент...

Януковичу уже поздно гнать в шею ястребов из своего окружения. И отступать тоже уже некуда. Он не сможет жить в Украине, как живут сейчас другие бывшие украинские президенты. Вчера борьба за другую власть превратилась в борьбу против оккупации. И это значит, что жизненный принцип Януковича: «Всё преодолею», – теперь и в душах сотен тысяч, если не миллионов украинцев. А уж Украина точно всё преодолеет – и, тем более, какого-то там возомнившего о себе слишком многое парня из Донецка по фамилии Янукович.

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram