Проекты резолюций членов Конгресса
США – с разницей в четыре года Проект резолюции сенатора Инхофа – шаблон. Это было. 18 сентября 2004 года конгрессмен США Дана Рорабахер внес в Палату представителей законопроект, предлагавший «дать право президенту США приказать министру внутренней безопасности США запретить въезд в США любому иностранцу, среди которых президент и премьер-министр Украины». Забегая наперед, скажу, что этот законопроект даже не голосовали.
Правда, в 2004-м его пиарили в украинских СМИ больше, чем в американских. Впрочем, волна истерики «прошла» так: 18 сентября 2004-го Рорабахер внес законопроект, 8 октября 2004 года он же заявил о неправоте тех, кто не воспринимает его законопроект всерьез, а 18 декабря 2004-го отозвал законопроект. Проект Рорабахера сыграл роль «пугала», «страшилки», полезность которой до декабря 2004-го была исчерпана.
Кое-кто в Украине и в США, который изучает скрытые пружины двусторонних отношений последние 20-ть лет, считает, что в 2004-м на позицию Рорабахара, тогда члена Конгресса от 26-го Калифорнийского избирательного округа, повлияла Пола Добрянская. Она – дочь Льва Демковича-Добрянского, первого руководителя Украинского конгрессового комитета Америки, с 1 мая 2001-го по 29 июля 2005-го исполняла должность заместителя госсекретаря США по вопросам демократии и глобальных проблем. В 2004-м г-жа Добрянская поддерживала г-на Ющенко. Сейчас она входит в избирательный штаб республиканца Митта Ромни, конкурента Барака Обамы. А Джеймс Инхоф – как раз сенатор-республиканец, соратник Ромни.
Впрочем, берусь выиграть пари, что предложения Инхофа, сенатора от Оклахомы – не более, чем сотрясание воздуха. Отозвать посла Теффта? Это целесообразно перед октябрьскими выборами в Украине? Запретить выдачу американских виз Президенту Украины и Генеральному прокурору Украины? При том, что у них по должности дипломатические паспорта?
На кого рассчитан сей подручный пропагандистский материал?
ПАСЕ и Европарламент
Схожие аргументы у меня по отношению к многочисленным резолюциям Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и Европарламента. Каждый раз, когда появляются на свет Божий документы этих уважаемых институций, нас в очередной раз «ужасно пугают»: не воспринимайте их как «рекомендации» – это приказы, обязательные для выполнения.
Это аргументы для слабонервных.
Давайте для примера проанализируем: что ПАСЕ и Европарламент вообще требовали от Украины? Что они требуют сейчас. И что получалось от всех этих требований?
2005 год, 5 октября.
Год прошел после «оранжевой революции», появляется на свет Божий датированная этим числом резолюция ПАСЕ. Согласно этому документу, ПАСЕ требует «усилить контрольную функцию парламента, в частности – принять закон о временных следственных комиссиях парламента», «создать общественное телевидение» и даже (!) принять новый Уголовно-процессуальный кодекс. ПАСЕ заявляет, что «недовольна, что после обвинения в марте 2005 года исполнителей убийства Гонгадзе расследование дела остановилось и требует установить заказчиков убийства».
На сегодняшний день, спустя семь лет:
- – закона о временных следственных комиссиях парламента не было и нет. Его ветировал еще Виктор Ющенко;
- – общественное телевидение не создали;
- – новый Уголовно-процессуальный кодекс приняли, спустя семь лет, уже при Викторе Януковиче;
- – о ситуации с Гонгадзе (я не употребляю термин «убийство» – В.П.) вспоминают только в день его рождения и в день его исчезновения.
ПАСЕ не применила никаких санкций против Украины за непринятие закона о временных комиссиях, несоздание общественного телевидения, непринятие нового УПК и нерасследование ситуации с Гонгадзе.
2007 год, 19 апреля.
Виктор Ющенко, напомню, разгоняет действующую Верховную Раду, объявляет досрочные парламентские выборы, увольняет судей Конституционного суда Украины. В этот момент ПАСЕ и принимает резолюцию.
В ней:
- – требование «решить кризис путем легитимных выборов, которые состоятся вследствие решений Конституционного суда Украины»;
- – требование «расследовать и преследовать в уголовном порядке давление в любой форме на судей единственного органа конституционного правосудия – Конституционного суда Украины»;
Результат требований – через 11-ть, 12-ть и 22 дня после резолюции ПАСЕ, а именно 30 апреля, 1 и 10 мая 1997 года президент Виктор Ющенко увольняет судей Конституционного суда Сюзанну Станик, Валерия Пшеничного и Владимира Иващенко, чем парализует деятельность Конституционного суда.
ПАСЕ не применила никаких санкций против Украины за невыполнение требования «расследовать и преследовать в уголовном порядке давление в любой форме на судей Конституционного суда Украины». ПАСЕ не применила никаких санкций персонально против Виктора Ющенко, который разогнал Конституционный суд.
И все это прекрасно помнит г-н Огрызко, министр иностранных дел г-на Ющенко, который сейчас заявляет, что нынешняя резолюция Европарламента – это уже санкции. Он молчал в 2007-м, когда уже был министром. Потому что знал: это не санкции. Это сотрясание воздуха. Не президент ли Ющенко, тогдашний шеф г-на Огрызко, показал всем нам, как надо относиться к угрозам санкций?
2008 год, 23 октября.
Виктор Ющенко ведет в эти дни работу по признанию другими странами украинского Голодомора 1932-1933 годов «геноцидом украинского народа». У него получилось, что 23 законодательных органа стран, среди которых США, Канада, Польша, Чехия и Литва, признали Голодомор геноцидом украинского народа. Другие страны, среди которых Великобритания, ФРГ, Франция, Бельгия, Израиль, Армения (информация многократно перепроверена), Голодомор геноцидом НЕ признали.
Не признал Голодомор «геноцидом» украинского народа и Европарламент. И даже издал 23 октября 2008 года по этому поводу резолюцию, которой он квалифицировал Голодомор как «ужасное преступление против украинского народа и против человечества». 28 апреля 2010 года так же поступила ПАСЕ. В тексте ее резолюции нет слова «геноцид». Сказано, что «массовый голод стал одной из самых трагических страниц в истории народов бывшего СССР».
И что в результате?
Виктор Ющенко никак не изменил официальное отношение государства к Голодомору 1932-1933 годов. Резолюции ПАСЕ и Европарламента по Голодомору были проигнорированы.
2009 год, 28 января.
В своей резолюции ПАСЕ опять повторяет требования по делу Гонгадзе 2005 года. Украина не выполняет эти требования. Санкции не последовали.
2010 год, 26 февраля.
В Украине прошли президентские выборы. 26 февраля 2010 года появляется резолюция Европарламента. Так как министром иностранных дел Украины продолжает работать Петр Порошенко, то ему удается «пробить» формулировку в резолюции о «признании Украиной европейских устремлений Украины. Ценность этой формулировки – в признании того, что «Украина может подать заявку на вступление в ЕС, как и любое европейское государство, признающее принципы свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальных свобод».
Но есть еще один пункт этой резолюции – «Европарламент высказывает сожаление в отношении того, что президент Виктор Ющенко присвоил лидеру Организации украинских националистов Бандере, который сотрудничал с нацистской Германией, титул национального героя Украины и высказывает надежду, что новое украинское руководство пересмотрит такое решение».
Выводы
Каждая резолюция является результатом борьбы политиков, часто перевирающим факты в угоду конъюнктуре дня. Именно потому в резолюциях сплошь да рядом встречаются вещи, которые нельзя читать без смеха.
Резолюция Европарламента по Украине от 24 мая 2012 года пунктом 8 «осуждает применение силы тюремной охраной против Тимошенко». Т.е., речь идет о насилии против Тимошенко как о доказанном факте, а не том, правдивость чего еще следует установить. Чистая манипуляция.
С этим манипулятивным приемом мы уже сталкивались. Вот цитата из резолюции Палаты представителей Конгресса США от 5 октября 2004 года – «действующий режим начал кампанию против оппозиции…, самый последний пример чего – отравление Виктора Ющенко». Как видим, факт самого отравления Ющенко не только не ставится под сомнение, но и напрямую связывается с действиями «режима».
Так что первый вывод таков: многое в иностранных резолюциях по Украине – манипуляции, и соответственно относится к этому.
Второй вывод. Украинская власть, Леонид Кучма и Виктор Ющенко не выполняли требования ПАСЕ и Европарламента. Виктор Ющенко, как в ситуации разгона Конституционного суда Украины 2007 года, действовал вопреки резолюции ПАСЕ. Против Ющенко никаких санкций не применили. Более того, г-ну Ющенко санкциями за разгон Конституционного суда даже не угрожали. В отношении нынешней власти слово «санкции» за невыполнение резолюции ПАСЕ звучит. Это – двойные стандарты.
Отсюда третий вывод. То, что западные институции демонстрируют двойные стандарты в отношении украинских властей, лишает их статуса объективного наблюдателя за ситуацией в Украине. Потому к ним и надо относиться как к субъективным наблюдателям.
И категорически отказывать им вправе претендовать на роль независимого, свободного, непредвзятого арбитра.
Третий вывод. С этими резолюциями уже в Украине странная штука происходит. Странно, что нынешняя оппозиция заявляет, что каждая резолюция – это инструкция, которую следует безоговорочно исполнять. Так говорят о нынешней резолюции Европарламента – мол, «надо выпустить Тимошенко – и точка».
Бывает, что и наоборот, утверждают: все эти резолюции – по квалификации Голодомора как негеноцида и по Степану Андреевичу Бандере как пособнику Гитлера исполнять не надо, ибо в Европарламенте их «спровоцировали», либо «москали», либо «поляки», либо (нужное вписать). И вообще геноцид, сейчас понимают расширено, так что Голодомор под определение геноцида подходит. И еще надо посмотреть, кто больший союзник Гитлера – Бандера или Сталин – как будто бы Сталину кто-то предлагает звание Героя Украины.
Но ситуация предельно простая.
Либо Украина безоговорочно выполняет все резолюции ПАСЕ и Европарламента, либо не выполняет.
Если выполняет, то надо признавать Голодомор негеноцидом. А наша якобы проевропейская оппозиция должна немедленно обратиться к судебной системе Украины с благодарностью за выполнение требования Европарламента по Бандере.
А еще лично г-н Огрызко может потребовать от властей Украины выполнить призыв Европарламента, о котором писал «Lb.ua»: «Европарламент призвал страны, входящие в Европейский союз, рассмотреть возможность регистрации однополых отношений и привел в своей резолюции Украину в качестве негативного примера, где, по мнению парламентариев, существует гомофобия».
Прекрасный повод для нашей оппозиции, той ее части, которая является якобы проевропейской, поддержать эту резолюцию Европарламента – отстаивая европейские ценности вопреки некоторым несознательным избирателям!