Впрочем, несмотря на пафосный вопрос, все двухчасовое обсуждение вертелось вокруг нескольких положений проекта изменений к закону о Кабмине. О самом президенте говорили исключительно в уважительном тоне. В конце представитель Януковича в парламенте Юрий Мирошниченко даже поблагодарил присутствующих за миролюбивую атмосферу в День Валентина.
“Чиновникам все равно, какая власть, лишь бы не трогали. Потому они и противятся реформе. Разве не закономерно, что президент пытается взять их под контроль, если несет за них ответственность их берет под контроль? Почему оппозиция против?”, - спросил ведущий.
Томенко начал издалека. Так издалека, что казалось - оппозиция вовсе не против.
“А для чего делать реформу? Ради увеличения власти? Абсурдно и не интересно. А ради приближения власти к народу - тогда она нужна”, - сказал вице-спикер.
Он также сказал, что реформу надо было начинать снизу - с местного самоуправления.
“Если идти в конституционном русле, то нельзя забирать у премьера право назначать замминистров. Если есть идея де-факт президентскую республику превратить в де-юре президентскую республику, то проект изменений к закону о Кабмине президента логичен. Но тогда надо ликвидировать пост премьера и Кабмин объединить с администрацией президента”, - сказал он.
Далее вице-спикер поведал об удивительном единении фракций большинства и оппозиции в Раде, пусть и по неполитическому вопросу смены водительских прав. А также рассказал, на каких условиях БЮТ может принять участие в конституционном процессе.
"Только если не будет доминирования одного института", - сказал он, подразумевая, что политический вес и влияние Рады должны вырасти.
"Я бы включился в конституционный процесс. В предложенную президентом Конституционную ассамблею как совещательный орган", - добавил он.
Регионал Владмир Олийнык искренне недоумевал из-за чего к законопроекту приковано столько внимания. "Да этот законопроект просто приводит действительность в соответствие с Конституцией после отмены политреформы", - развел руками он.
Депутат также попытался подчеркнуть важность законопроекта, усиливающего полномочия президента. "Ни в одной стране мира реформы не делаются в условия парламентско-президентской республики", - сказал он.
Далее Олийнык повел о необходимости сокращения функций и повышения эффективности оставшихся. И предостерег от того, чтобы выстраивать полномочия под конкретного человека: "Если будем выстраивать под хорошего премьера, так доиграемся, что придет другой премьер".
"А другой президент не придет?", - иронизировал ведущий.
Олийнык заверил, что если реформы воплотятся в жизнь, то президент получит высокую поддержку и останется на второй срок.
"Надо было сначала функции определить, а уже потом сокращать ведомства. А вы наоборот - сначала взялись за органы, а потом думаете о функциях", - возразил депутат от НУ-НС Павел Жебривский.
"Читайте первоисточники! Указ президента!", - бросил ему, сидевший напротив, Юрий Мирошниченко.
"Нет здесь ничего такого", - Жебривский стал листать, очевидно, указ президента.
"Разные первоисточники?", - спросил ведущий.
У микрофона Жебривский начал выступление с анекдота про обезьяну, которая достала банана с дерева с помощью палки, и Васю, который сказал "Что тут думать - прыгать надо".
"А кто обезьяна и кто Вася?", - не понял ведущий. Оказалось, что Вася - это власть.
Суть выступления депутата свелась к тому, что менять надо не чиновников, а функции и качество госуслуг.
Чуть позже он вновь ввязался в перепалку с Олийныком.
"Вы знаете, что фракция НУ-НС уже несколько лет не собирается?", - раскрыл секрет регионал.
"Это вы так говорите, потому что в БЮТ недавно были?", - парировал Жебривский и рикошетом зацепил Томенко. - "Я расскажу, как ваше заседание проходит - позвонят по телефону и вы сразу меняете решение, на более правильное. А если честно хотите говорить, то скажите, что все фракции собираются частично".
"У нас 50-60 депутатов. То есть речь идет о половине фракции", - покаялся за компанию Томенко.
Завершал программу Юрий Мирошниченко. Его ведущий допрашивал на предмет поручений президента - добавляет ли власти прозрачности их существование?
"Возьмем Конституцию и посмотрим, является ли это узурпацией власти", - начал он.
"Это вы про узурпацию сказали...", - парировал ведущий.
"Ну вы цитировали экспертов...", - ответил Мирошниченко. - "Узурпация - это непредусмотренные полномочия", - и стал читать статьи, которые, в принципе, соответствовали тому, что наличествует в законопроекте. Далее он нашел упоминание о "других актах президента". То есть, и поручения.
Тут же он напомнил о законе о доступе к публичной информации и пояснил, что граждане могут требовать их обнародование.
"Акты, то есть указы и поручения, могут быть устными? А можно требовать обнародования устных поручений?", - спрашивал ведущий
"Могут. В том и суть админреформы, что мы не делаем перестановку кадров", - сказал регионал.
Он также уточнил, что суть данной реформы – сделать власть прозрачной, эффективной и подконтрольной. "Эти два закона – о центральных органах власти и дополнение к закону о Кабмине - решают вопрос зависимости власти", - сказал Мирошниченко и подчеркнул, что ранее исполнительная власть зависимой не была.
"Админреформа – это реформа исполнительной власти, которая должна исполнять решения, а не подменять собой президента или законодательную власть", - заключил представитель президента в ВР.