"Очень важно, чтобы власть была единая, – заявил Николай Азаров сразу после того, как очередные аплодисменты в зале стихли. – Вот сейчас создались уникальные условия: когда президент наш, правительство наше, в парламенте есть наша коалиция, можно стабилизировать ситуацию, можно двигать реформу, наконец, которой заждалась Украина. Поэтому надо кончать эту междоусобицу, эту семибоярщину, которая на всех уровнях. Я вот сейчас еду – у вас там 10 мэров на этих… на билбордах. Мэр должен быть тоже наш, иначе мы не наведем порядок в стране. Иначе мы снова втянемся в войну мэров с губернаторами, парламента с президентом, правительства – неизвестно с кем".
Желание нового премьер-министра Украины иметь «своих людей» на всех уровнях власти в стране вполне понятно. Вряд ли у кого-то вызовет сомнение, что «наш» в монологе Азарова – не синоним слова «регионал». Естественно, фамилию «их мэра» Николай Янович не озвучил, но тенденция вполне прозрачна – местным выборам в Днепропетровске Партия регионов уделит должное внимание. Вопрос только в том, на кого из имеющихся на данный момент более или менее влиятельных «бело-голубых» днепропетровцев будет сделана ставка.
Ответ на этот вопрос зависит от того, как выстроится конфигурация действий киевских и днепропетровских «регионалов». Ведь то, что Александр Вилкул получил в качестве должности губернатора карт-бланш на Днепропетровскую область, предполагает продление вертикали власти, что сделать без ключевого в данном случае поста мэра Днепропетровска невозможно. Действующий мэр Иван Куличенко, гордящийся своей номинальной беспартийностью, последние пять лет очень тесно связан с БЮТ через нардепов Михаила Соколова и Гарегина Арутюнова. А в последнее время укрепился и получил политическое развитие его тандем с «бело-сердечным» Святославом Олийныком. И как бы ни рассказывал Иван Иванович при случае о своей любви к Партии регионов, он такой же «регионал», как Янукович – балерина, и «своим» в ПР никогда не станет, предпочитая обслуживать какие-то свои интересы. Кстати, приступы «любви» к «регионалам» у Куличенко с 2006 года напрямую зависели от того, нужен ли он был нардепу от ПР Олегу Цареву, которому партия в свое время вверила самую многочисленную фракцию в горсовете.
Правда, отдача от Царева оказалась слабой: создав в днепропетровском депутатском корпусе большинство, Царев «слил» руководство этого большинства «лазаренковцу» Загиду Краснову. Но Краснов – не «пээровского» поля ягода, он делает заявления о том, что ему брат Сергей Тигипко, и ведет в городе свою игру.
Кстати, подобных «сливов» в Партии регионов не прощают: кредит доверия, выданный Олегу Цареву, на Липской не то что скатился до нуля – стремительно ушел в минус. Слухи об этом ходили больше полугода, а в минувшую субботу он сам подал заявление о снятии с себя полномочий председателя областной парторганизации. Правда, хочет Олег Анатольевич прямо противоположного – удержаться на плаву, и, по внутренней информации «Левого берега», 27 марта планирует «организовать» на конференции облотделения ПР голосование, которое его заявление «об уходе» утвердить не должно. Хотя получится у Царева остаться «в белом» или нет, уже не так важно – мэрских перспектив на ближайших выборах у него не осталось.
Виной этому в основном является то, что Царев изменил вектор работы фракции ПР в горсовете в угоду собственным бизнес-интересам, а не на пользу партии. Кстати, в том числе из-за этого изменения Игоря Цыркина, депутата горсовета от Партии регионов, царевские вассалы вытеснили из местной партийной ячейки. К тому же у Цыркина довольно приличное «региональное» прошлое: в 2004-м на президентских выборах он работал на кампанию Януковича, в которую как менеджер внес серьезный вклад, и был близок к ПР как на местном, так и на национальном уровне. Также ни для кого не секрет, что у Цыркина есть лоббисты в столице.
Кроме того, Игорь Цыркин опытным путем доказал, что на территории города-миллионника можно за два года упорного и системного труда заработать рейтинг порядка 20%, делая ставку не на принадлежность к какой-либо политической силе, а на личную инициативу и харизму. А Александр Вилкул – современный, мыслящий человек, который при решении проблем использует наиболее рациональные методы. Вряд ли он будет искать длинные и сложные пути для получения простого результата, если для этого результата уже есть устойчивая основа.
Кадровая политика ПР за последние пять лет и все основные решения на уровне Днепропетровска были отданы на откуп Цареву. Сейчас «регионалы» фактически получили власть в стране, но по итогам работы Царева власти в «ключевом», по недавнему заявлению Азарова, Днепре у них все еще нет. Собственно, основная сложность, с которой столкнется в недалеком будущем Александр Вилкул, состоит именно в этом.
Выборы мэра Днепропетровска, скорее всего, пройдут до конца 2010 года. У Вилкула как у губернатора обязанностей и проблем, помимо кадровых перестановок, будет огромное количество. Соответственно, во всех городах области – Кривом Роге, Днепродзержинске, Никополе и так далее – ему нужны профессиональные управленцы, которым можно будет делегировать полномочия, чтобы потом без осложнений взаимодействовать в двустороннем порядке. Решена ли эта задача сегодня в контексте Днепропетровска? Определенно нет. И если эту задачу в ближайшее время не решить, то на выборах мэра вполне реально получить ситуацию, аналогичную результатам первого тура президентских 2010 года, когда по Днепропетровску Тигипко стал настоящей угрозой для Януковича.