ГоловнаЕкономікаБізнес

Lavina Mall, офлайн-Rozetka і свій Superdry. Що сталося в ритейлі

LB.ua собрал топ событий в украинском ритейле прошлого года и узнал, чего ждать в наступившем 2018 году.

Фото: google/maps

Новые форматы и открытия года

Торговый комплекс Lavina Mall открылся еще в позапрошлом году, но в прошлом его наполнили арендаторы. Многие ритейлеры разместили в Lavina Mall обновленные форматы своих магазинов. Это, в частности, сделали «Сильпо», «Будинок Іграшок», Comfy, «Эльдорадо», «Цитрус», «Алло», «Интертоп» и другие. Кроме того, в Lavina Mall открылся самый большой магазин Zara в Украине.

А вот открытие ТРЦ «Республика» отложено на неопределенный срок, как и запуск других крупных объектов.

«Отсутствие достаточного количества торговых площадей ограничивает развитие розницы, так как усиливает конкуренцию и стимулирует поднятие цен на аренду, – констатирует Марина Черненко, ритейл-консультантка и экс-директор Ассоциации ритейлеров Украины. – Ситуация может улучшиться с открытием торговых центров «Смарт Плаза», Rive Gauche и «Ритейл Парк Петровка».

Сразу несколько сетей преобразились, обновив форматы своих магазинов. В сегменте электроники и бытовой техники – это, прежде всего, «Цитрус», Comfy и «Фокстрот». «Цитрус» на протяжении года экспериментировал с крупными форматами, открывая магазины в торговых комплексах и занимая стрит-локации в центре города. Comfy закончил обновление всей сети, начатое в 2016 году, и запустил небольшой региональный формат «300», который предусматривает площадь магазина до 350 кв. м. Несмотря на нынешнюю тенденцию ритейла оптимизировать торговые площади и ассортимент, «Фокстрот» успешно открыл в ТРЦ «Городок» магазин, который, напротив, предложил покупателям максимально широкий для офлайн-супермаркета выбор товаров. Одним из самых кардинальных изменений минувшего года стало открытие офлайн-магазина Rozetka.

Фото: rozetka.com.ua

Эксперименты с форматами затронули и другие сегменты ритейла. В одесском «Сити Центре» сеть «Антошка» открыла модернизированный магазин игрушек и товаров для детей. Новые форматы появились также у супермаркетов Varus и «АТБ». Последний, к примеру, начал работать над улучшением клиентского опыта и открыл магазин с усовершенствованным дизайном – более комфортным и привлекательным для покупателя.

Made in Ukraine / Made in China

В 2017 году в Украине больше всего открывались стоковые, бельевые, обувные и парфюмерные магазины, а также аптеки. Крупные сети начали скупать мелких ритейлеров, одни гиганты – поглощать других. Например, «Ашан» купил девять магазинов «Караван».

На украинский рынок активно выходили зарубежные бренды. Среди них – Superdry, Tous, Scotch & Soda, Liu Jo, Miniso, Under Armour, Falconeri, Cole Haan и прочие. В то же время продолжил развиваться тренд Made in Ukraine.

Магазин МINISO возле Бессарабской площади
Фото: Dmitriy Prodchenko
Магазин МINISO возле Бессарабской площади

Основными проблемами в рознице остались все те же нехватка торговых площадей, отток кадров, контрабанда и т. д. На добросовестных ритейлерах негативно отразилось и то, что украинские потребители стали больше заказывать в китайских интернет-магазинах. Известно, что нередко такие покупки совершаются для перепродажи, и это негативно сказывается на здоровой конкуренции.

Потребительский настрой

В 2017 году цены на товары планомерно повышались и выросли в среднем на 10%. Такая же тенденция сохранится и в 2018-ом. По данным компании Nielsen, которая занимается маркетинговыми исследованиями, за последний год в Украине вырос индекс потребительского доверия. Он вычисляется по трём показателям: какие в стране перспективы на рынке труда, какой уровень финансового благополучия у людей и готовы ли они в данный момент тратить деньги.

При этом большинство украинцев все же считают, что страна охвачена кризисом, и поэтому стараются экономить. А у 25% потребителей и вовсе не остается свободных средств после покупки товаров первой необходимости и оплаты коммунальных платежей.

Онлайн в офлайн и долгожданные гости

Ключевые тенденции в рознице грядущего года – это фокус на клиента и обслуживание, развитие pick-up сервиса (выдачи интернет-заказов в физических магазинах) и омниканальность. Омниканальные ритейлеры позволят потребителям самостоятельно выбирать удобные каналы покупок: через офлайн-магазины или интернет-супермаркеты, через социальные сети или по телефону и т. д.

«На фоне уже переформатированной сети Comfy и агрессивной стратегии «Цитрус», конкуренция в этом сегменте усилится. Выиграет потребитель, который сможет покупать больше качественных продуктов и получать лучший клиентский опыт», – говорит основатель и СЕО компании IDNT Николай Чумак.

Кроме того, конкуренция на рынке будет усиливаться за счет расширения торговых сетей и развития новых форматов. Свои магазины планируют реформировать «Фокстрот» и «Эльдорадо». Новые супермаркеты анонсирует Rozetka. «АТБ» и «Ева» также заявляют об открытии десятков и сотен своих магазинов. Такая стратегия будет оправдана для низкоценовой розницы, в то время как успех остальных будет зависеть от платежеспособности украинцев.

В ближайшее время в Украину зайдут долгожданные IKEA и H&M. Причем H&M, скорее всего, даже в этом году. Оба проекта для украинского рынка знаковые. И хотя они вряд ли «подорвут» свои сегменты, но точно будут стимулировать конкурентов развиваться.

В новом году продолжится прирост прямых иностранных инвестиций. В частности – в строительство. Это увеличит количество торговых площадей, что, в свою очередь, позволит ритейлерам открывать новые и расширять уже существующие торговые сети.

Елена РябичеваЕлена Рябичева, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram