Во втором чтении депутаты будут обсуждать все тот же бюджет проедания, только с большими суммами, ведь аппетит приходит во время еды. Общие доходы Госсметы выросли ко второму чтению на 36,6 млрд грн, из них 28 миллиардов - прирост общего фонда госбюджета, а 8,4 млрд - специального. Конечно, увеличились и расходы государства, которое четвертый год не может заставить себя экономить. Расходная часть общего фонда увеличена на 28,3 млрд, а специального - на 12,3. Всего на 40,5 млрд грн, то есть до 988,6 млрд грн.
Естественно, если правительство планирует собрать 913,6 млрд вместо 877, а потратить 988, вместо 948, на 4 млрд вырастает и дефицит государственного бюджета. Сумма незначительная, учитывая масштаб, но симптоматическая.
И с большой вероятностью все озвученные цифры увеличатся во время обсуждения бюджета в парламенте, так как к первому чтению, напомним, народные избранники подготовили порядка двух с половиной тысяч поправок, принятие которых увеличило бы расходы страны до полутора триллионов. Конечно, учтены были не все пожелания, но мы все знаем, что решение главных вопросов всегда происходит во время обсуждения в сессионном зале и кулуарах парламента.
Тем не менее доработанный проект бюджета увеличивает финансирование по целому ряду позиций. Например почти на 16 млрд увеличено финансирование субсидий на оплату ЖКУ. Выделенной в этом году суммы в 50 с лишним миллиардов на оплату субсидий не хватило и к октябрю Министерство финансов начало судорожные поиски дополнительных средств на субсидии. Деньги нашлись, однако это было лишь ситуативное везение. Выделенной сейчас суммы тоже не хватит чтобы покрыть растущие затраты на субсидии. А главное, пока переговоры с МВФ о цене газа не продвинулись Минифн не может точно подсчитать, какая сумма для финансирование субсидий ему понадобится - 60, 70 или все 100. По действующей сейчас формуле цена газа должна увеличиться на 18%, в таком случае количество получателей субсидий вырастет до 60%. Но если цена станет рыночной, то субсидии понадобятся 90% украинских семей. Правительство настаивает, что в этом отопительном сезоне цена не вырастет, но она точно увеличится следующей осенью, и от ее роста напрямую будут зависеть бюджетные расходы по этой статье.
Увеличилось почти на 3 млрд грн и финансирование Государственного фонда регионального развития, его бюджет в будущем году составит 6 млрд грн. Правда из дополнительно выделенной суммы, только 900 млн - это поступления из общего фонда госбюджета, а вот два миллиарда фонд должен получить в счет конфискации денежных средств и реализации конфискованного имущества коррупционеров. То есть из самой ненадежной, после поступлений от приватизации, статьи доходов госбюджета.
Почти два миллиарда дополнительно будет выделено на содержание государственных ветеринарных больниц и лабораторий, полтора миллиарда на оплату долгов государственных шахт за электроэнергию, 1,2 млрд грн - на мероприятия по энергоэффективности, 900 млн на покупку авиатехники для МВД (правда из них 700 млн тоже за счет поступлений от конфискации).
Также дополнительные средства были выделены на повышение уровня медицинской помощи, производство кинофильмов патриотического содержания, строительство Национального музея «Мемориал жертв голодомора» и прочее.
Предусмотрена новая бюджетная программа «Расходы для Министерства обороны Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства». Сумма в 2,7 млрд грн также будет формироваться за счет средств от конфискации. Указанные расходы планируют направить на закупку и производство боеприпасов, строительство жилья для военнослужащих, приобретения современного вооружения и военной техники. И согласитесь ни сумма, ни источник финансирования не соответствуют серьезности заявленных целей.
Также дополнительно выделят 994 млн грн на обеспечение безопасности дорожного движения, 250 млн для Нацгвардии, 126 млн грн - Нацполиции. Источник - все та же конфискация и рост планируемых поступлений по единому сбору, собираемому в пунктах пропуска через государственную границу.
Также в новой редакции проекта Госбюджета были перераспределены некоторые бюджетные программы. Например, за счет уменьшения на 2 млрд грн расходов общего фонда государственного бюджета на поддержку сельхозпроизводителей увеличили на 1,7 млрд грн расходы общего фонда госбюджета на поддержку животноводства и оставшиеся 300 млн грн выделили на развитие хмелеводства, закладку молодых садов, виноградников и ягодников. А 5,2 млрд грн на первичную медицинскую помощь теперь входят в медицинскую субвенцию.
И без курьезов во время этих трансформаций не обошлось, так в связи с необходимостью обеспечения функционирования Государственного бюро расследований предусмотрено увеличить для Бюро капитальные расходы на 45,6 млн грн за счет соответствующего уменьшения расходов на оплату труда. Но в большинстве случаев даже при беглом взгляде на проект госбюджета не до смеха. Не, конечно, в доходной части тоже суммы выросли, правда они по больше части двухзначные, а не трехзначные.
Компенсаторы традиционно находятся на местном уровне. Для обеспечения сбалансированности доходов и расходов госбюджета предлагается увеличить поступления экологического налога в общий фонд государственного бюджета путем изменения процентов его зачисления между государственным и местными бюджетами.
Если раньше 20% поступлений от налога шло в государственный бюджет, а 80% - в местные, то сейчас делить налог хотят поровну между центральным и местными бюджетами. Местные бюджеты лишатся 1,2 млрд грн. Для госбюджета - копейки, для регионов - немалые деньги. Правда центральная власть традиционно обещает им золотые горы в будущем году.
Объем финансового ресурса местных бюджетов в проекте на 2018 год увеличивается на 35,4 млрд грн и составит 556,1 млрд гривен. Прогнозируемый объем доходов местных бюджетов увеличен на 2,7 млрд грн. Объем трансфертов, предоставляемых из госбюджета - на 29,4 млрд грн. Образовательная субвенция стала больше на 900 млн грн, а медицинская - на 5,9 млрд грн. Финансирование социальных субвенций выросло на 17,9 млрд грн. Правда при этом были уменьшены на 1,5 млрд грн стабилизационная и на 3,2 млрд грн реверсная дотации.
Никаких революционных идей и новшеств в проекте, подготовленном ко второму чтению, мы не нашли – центральная власть укрепляет свое присутствие в экономике, наращивая объемы перераспределения финансовых потоков через госучреждения, передавая на места часть своих полномочий и компенсируя отсутствие денег за счет местных бюджетов и повышения налоговой нагрузки на бизнес. Причем самому бизнесу ничего не сулят – введение налога на выведенный капитал в проекте отсутствует, несмотря на многочисленные обсуждения, заверения первых лиц государства и готовый законопроект. Наоборот, не успели увидеть свет новые правки к проекту госбюджета, как Президент предложил повысить минимальную зарплаты до 4100 грн. Конечно, это чистой воды популизм, ведь проект госбюджета уже учитывает рост минимальной зарплаты (МЗП) до 3723 и четыре сотни гривен для одного украинца – это скорее поправка на инфляцию, а не рост благосостояния. Но подобные инициативы в разгар бюджетного процесса, по меньшей мере, странны. Рост МЗП для всех трудоспособных предполагает как рост инфляции, так и увеличение налоговой нагрузки на бизнес, которому пока государство ничего не предложило взамен.