ГлавнаяЭкономикаГосударство

Реанимация пенсионной реформы

Коллапс солидарной пенсионной системы был очевиден. Даже не учитывая значительный объем зарплат, находящихся в тени, и полагаясь исключительно на демографию, ясно, что в нынешнем виде система обеспечения пенсионеров долго не протянет.

Повышение пенсионного возраста отметалось с негодованием не только правительством, но и многими экспертами, так как продолжительность жизни украинцев, особенно мужчин, вызывает беспокойство. С объективной осторожностью относились в правительстве и к идее создания накопительной пенсионной системы. И не потому, что при дефиците Пенсионного фонда в 142 миллиарда гривен что-то накопить очень сложно, но и из-за нежелания брать ответственность за сохранность средств, накопленных на втором страховом уровне.

В итоге все реформаторские усилия сосредоточились на трансформации солидарного уровня, а учитывая его состояние, найти вариант, удовлетворивший бы всех, просто невозможно. Мы попытались разобраться, чем огорчит, а чем порадует украинцев пенсионная реформа, представленная правительством.

Фото: Владислав Мусиенко

Ульяна Яхно , журналист

Пенсии в рост

Уже с 1 октября 2017 года украинцам обещают провести так называемое "осовременивание" пенсий вследствие которого, по оценкам Кабмина, повысятся выплаты 5,6 млн пенсионеров (т.е. половины от общего количества).

Если упростить, то любая пенсия назначается с учетом заработной платы на момент выхода на заслуженный отдых. Согласно законодательству, пенсия со временем должна пересматриваться с учетом увеличения заработных плат и расти. Увы, в последний раз такой перерасчет проводился в 2012 году, да и тогда в правительстве схитрили, заложив в формулу среднюю зарплату 2007 года.

Последние пять лет средние номинальные зарплаты продолжали расти, причем в разы, равно как и инфляция, а пенсии не пересчитывались. В итоге пенсионеры, вышедшие на пенсию раньше, получали выплаты существенно ниже, чем их более молодые коллеги, закончившие свой трудовой путь на несколько лет позже. В итоге две трети пенсий оказались ниже размера прожиточного минимума, а сами пенсионеры, за исключением немногих, на грани выживания.

Размер пенсии после "осовременивания" будет зависеть от двух показателей – стоимости страхового стажа (коэффициент снижен с 1,35 до 1,0 за каждый год) и средней заработной платы в 3764,4 грн. В итоге, конечно, повышение не будет одинаковым для всех. Ежемесячная выплата для 1,3 млн пенсионеров увеличится не более чем на 200 грн, еще 1,2 млн будут получать пенсии выше на 200-500 грн. Почти 2 млн человек получат прибавку в размере 500-1000 грн и еще 1,1 млн пенсионер - свыше 1000 грн. Это позволит хотя бы отчасти восстановить социальную справедливость и связь размера пенсии с трудовой деятельностью людей. Ведь за последние годы она была практически утрачена - человек, честно проработавший и плативший взносы в систему, получал так же мало, как и человек, не работавший никогда или занятый в теневом секторе. Ни о какой солидарности речь уже идти не могла.

Фото: Александр Рудоманов

В будущем, по предложению Кабмина, базовый показатель зарплаты для расчета пенсии будет автоматически увеличиваться не менее чем на 50% от роста средней заработной платы и не мене 50% от инфляции. Фактически правительство пытается не допустить в будущем "заморозки" осовременивания пенсий.

Также пенсионная реформа предлагает с 1 октября повысить на 5% минимальную пенсию - до 1 373 грн. Это повышение уже заложено в бюджет этого года, правда, с 1 декабря. Повышение минимальной пенсии коснется 9 млн укранцев.

В случае принятия правительственной реформы вырастут выплаты и для 500 тысяч работающих пенсионеров, ведь реформа предполагает отмену 15% снижения (читай налогообложения) их пенсионных выплат.

Ресурсом для всех озвученных предложений станет профицит государственного бюджета и "замороженный" в будущем году дефицит Пенсионного фонда. То есть в 2018-м Госбюджет снова будет вынужден выделить ПФУ порядка 145 млрд грн. Сокращение дефицита запланировано на последующие бюджетные периоды, с прицелом к 2024 году сделать Пенсионный фонд бездефицитным. Но чудес не бывает, и без принципиальных изменений в самой солидарной системе этот показатель недостижим.

Что же скрыла правительственная реформа за ширмой повышения пенсий?

Кто не работает, тот...

Основным камнем преткновения в спорах МВФ и Минсоцполитики стало повышение пенсионного возраста. Кабмин чуть ли не хором утверждал, что пойти на этот шаг не может, но зравый смысл подсказывал, что альтернативу повышению пенсионного возраста в стране, где количество пенсионеров практически сравнялось с количеством застрахованных, будет непросто. В результате вместо возраста решили повысить стаж. Причем ощутимо - до 35 лет. Чтобы смягчить удар, особенно по тем работникам, которые планировали уйти на заслуженный отдых в ближайшие годы, повышение растянули во времени - до 2028 года. И предложили новые правила, привязывающие выход на пенсию к стажу человека.

Фото: gsk.in.ua

С 1 января 2018 года пенсия в 60 лет будет назначаться сотрудникам со стажем в 25 лет. Ежегодно требование к стажу будет повышаться на год, пока не достигнет 35 лет в 2028 году.

В 63 года смогут выйти на пенсию те, у кого есть стаж продолжительностью от 15 до 25 лет (к 2028 году - 25-35 лет). А с 1 января 2019-го на заслуженный отдых уйдут лица с 15-летним стажем, достигшие возраста 65 лет. Лица, у которых даже 15 лет трудового стажа не наберется, вместо пенсии после 65 лет смогут претендовать на государственную социальную помощь, определяющуюся по совокупному доходу семьи.

Также новая система предполагает возможность компенсации недостающего трудового стажа, но не более пяти лет. Буквально речь идет о покупке недостающих лет у государства. Цена одного года стажа будет равна минимальному страховому взносу, умноженному на 12 месяцев.

При этом правительство предлагает отменить все спецпенсии, кроме пенсий военнослужащих. А для работников вредных производств, проходящих по спискам №1 и №2, повысить ставку Единого социального взноса на 15% для первого списка, и на 7% - для второго. Естественно, дополнительная нагрузка ляжет на работодателей. По заверениям Кабмина, работодатели на это согласны и под решением подписались. Кроме того, повышенные ставки, возможно, выступят дополнительной мотивацией для работодателей улучшать условия труда на своих производствах.

Именно в отношении работников вредных производств правительство делает первый робкий шаг навстречу накопительному уровню. Дополнительные взносы ЕСВ с 1 января 2019 года, уплаченные за работников младше 35 лет, будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Своеобразный пилотный проект, который, надеемся, позволит опробовать готовность ПФУ к работе с новой системой. В общем Фонде будет создан специальный накопительный фонд и система администрирования персональных счетов. Возможно, такая точечная апробация – это верный шаг. В солидарной системе возможны лишь точечные злоупотребления, ведь по сути средства, попадая в ПФ, сразу же выплачиваются на руки пенсионерам. А вот накопительный уровень - это колоссальный риск, особенно в Украине, которая имеет обширный грустный опыт работы многочисленных фондов, средства из которых просто исчезали, как и люди их возглавлявшие. Естественно, подготовиться к переходу на новый уровень лучше, начиная с малого, а не сразу загоняя в накопительную систему всех граждан моложе 35-ти.

Фото: ukrafoto.com

Итак, реформа, предложенная Кабмином, однозначно облегчит жизнь пенсионерам, пусть и не всем и не в той мере, как хотелось бы. Но усложнит жизнь работающим гражданам. Тем не менее, это довольно смелая попытка восстановить связь между трудовой активностью и пенсионными выплатами, реанимировав солидарную систему. С учетом того, что ПФУ планируют избавить от любых выплат, которые не относятся к страховым пенсиям (а это четверть всех расходов фонда), связь между стажем, получаемой зарплатой и будущей пенсией действительно может трансформироваться в прямую зависимость.

Остается вопрос, насколько реформа ударит по обществу, когда будет реализована на практике. По данным Минсоца на сегодняшний день в солидарной системе застраховано 12,8 млн граждан, а лиц трудоспособного возраста при этом - 26,3 млн. Это дает нам представление о числе тех, кто занят в теневом секторе и не платит взносы в Пенсионный фонд. В предлагаемой правительством системе места этим миллионам людей нет. Как отреагируют эти нелегалы в собственной стране? Они либо легализуют свою деятельность, либо будут обречены на мизерную соцпомощь государства с 65-летнего возраста. Предложенная реформа – это очередная попытка детенизации сектора труда, и теперь уже ставка сделана не на работодателей, на самих работников, которые теряют всякую заинтересованность в теневой занятости. Беда лишь в том, что в украинской системе трудовых взаимоотношений, воля и желание сотрудника никогда не были определяющими.

Ульяна Яхно , журналист