«На 5 января назначен конкурс. Людям не нравится, как он организован. Институт боролся за новые заказы, за право разрабатывать проект ветки метрополитена на Троещину. Мы только вышли из кризиса, общими усилиями этого добились и сейчас опасаемся, что все наши результаты пойдут прахом из-за манипуляций чиновников. Условия конкурса прописаны безграмотно, в составе комиссии нет метростроевцев, нет людей, для которых работает институт. Зато есть начальник управления в Минрегионразвития Анфилов, который уже пытался поставить нам директора из Макдональдса. Мы не доверяем этим людям и надеемся найти поддержку у вице-премьера Геннадия Зубко», - говорит заместитель директора института Юрий Градов.
Действительно, несколько месяцев назад директором в институт уже пытались назначить человека, не имеющего отношения к подземному строительству и совершенно далекого от специальных технологий. Трудовой коллектив буквально взорвался и вышел на акции протеста. Сотрудники говорят – если потребуется, готовы повторить. «Молодую девушку без опыта работы хотели навязать нам директором. После работы в Макдональдсе», - рассказывает начальник ТСО, член профсоюза Татьяна Кушнирова.
«У нас проектирование самой высокой степени сложности – пятой. И коллективу совершенно не все равно, кто будет руководить институтом. У нас приходит в отдел инженер, и чтобы подняться на ступеньку выше он должен проработать от трех до пяти лет. Потому что изучить специфику работы можно только здесь. Очень сложное производство. Чтобы руководить нашим предприятием, человек должен понимать, что тут вообще происходит и разбираться в массе технических вопросов. Институту 65 лет и всегда руководителей назначали из конструкторского отдела или из строительного. Пришлют не специалиста и институт закроется. Так что любой попытке навязать нам директора мы будем сопротивляться, как сопротивлялись в сентябре», - рассказывает она.
Согласна с коллегой и руководитель группы ТСО Елена Кутовая. По ее словам, в стране нет института, где готовили бы специалистов для строительства метрополитена. Так что полностью овладеть профессией и вырасти в профессионала можно только работая здесь. «Люди годами перенимают опыт и становятся специалистами. Нельзя придти с улицы и разобраться. То есть если потерять коллектив – потребуется лет десять, чтобы институт снова начал работать. Сейчас обязанности директора исполняет наш главный инженер. Он все ступеньки тут прошел, огромный опыт, начинал в конструкторском отделе Ему доверяет коллектив, у него авторитет среди потенциальных заказчиков. А если придет кто-то со стороны руководить институтом, он провалит работу. И мы это прекрасно знаем, поэтому готовы бороться», - говорит Елена Кутовая.
Экономический кризис последних лет действительно очень серьезно сказался на деятельности предприятия. Нет инвестиций в большие объекты строительства под землей – проектанты сидят без работы. В настоящий момент долги института составляют порядка 10 млн. гривен, из них 4,5 млн. – по зарплате. Но в руководстве предприятия уверены, что все долги будут ликвидированы в течение полугода. Одним из самых главных контрактов, который начинает реализовывать коллектив института – проектирование ветки метрополитена на Троещину. Ее начнут строить в сентябре 2016 года, а к разработке проекта приступят уже в феврале. Как рассказал Юрий Градов, доехать с Троещины на Подол можно будет уже в 2018 году, строительство же всей ветки продлится до 2026 года. Средства на проект выделяют инвесторы из Японии. Городская власть в лице мэра столицы Виталия Кличко предпринимает все возможные усилия, чтобы проект осуществился, и жители Троещины могли быстро и без лишних пересадок добираться в центральные районы города. И единственной угрозой являются как раз игры чиновников Минрегионразвития, которые, похоже, положили на предприятие глаз. И ради зданий и земли готовы развалить его работу.
«К созданию проекта ветки метро на Троещину и ТЭО приступаем в феврале, а в сентябре уже начнутся работы. Ветка пройдет через Лукьяновскую, Тараса Шевченко и Вокзальную. Проектированием будет заниматься наш институт, сотрудники уже ведут предварительные работы», - рассказывает он. Укрметротоннельпроект – институт с очень узкой специализацией, который занимается проектами поземного строительства, единственный в Украине. И коллектив сотрудников – тоже уникальный. Слишком серьезную подготовку должен пройти специалист для работы над такими проектами. В ВУЗах дают лишь базовое образование, а дальнейшее обучение проходит только в самом институте. Фактически на сегодняшний день предприятие имеет свою специальную научную школу.
«Проект очень сложный, архивы для его создания есть только у нас. Без нашего института с узкой специализацией его выполнить невозможно. Самое главное, что есть у нас, это уникальная документация и кадры. Сработавшийся коллектив специалистов – это то, что невозможно создать на ровном месте при любых финансовых ресурсах», - говорит Юрий Градов. Для института реализация проекта тоже очень важна – этот заказ позволит ему выйти из кризиса, в котором он находился последние три года. Дело в том, что с 2013 года строительство метро в Украине прекратилось из-за общей тяжелой ситуации в экономике. Приличную часть заказов давала Россия по строительству московского метрополитена, но в 2014, с началом агрессии, коллектив принял волевое решение прекратить всякое сотрудничество с заказчиками из РФ. «Это было непростое и болезненное решение – мы теряли крупного заказчика. Но после обсуждения в коллективе сделали этот шаг. И все поддержали», - вспоминает Градов.
«Согласно графику разработки проекта мы ликвидируем все долги в течение полугода и продолжим успешно работать и приносить деньги государству. Кроме новой ветки метро у нас есть еще ряд интересных и перспективных проектов, но я не могу сейчас их озвучивать – идут переговоры», - подчеркнул Юрий Градов.
По его словам, в переговорном процессе очень большую роль играет личностный фактор. От имени института переговоры ведет его главный инженер, исполняющий обязанности директора Сергей Крашнев. «Специфика работы нашей отрасли такова, что все знают специалистов в отрасли – из-за узкой специализации их не так много. Нашего директора хорошо знают не только в Украине, но по всему СНГ. Он 19 лет работает в институте, 26 лет по этой специальности – люди согласны работать и обсуждать проект под его слово и его репутацию. Это очень много решает сегодня – авторитет и доверие отраслевиков. У Сергея Крашнева неоспоримый авторитет в коллективе и среди метростроевцев других государств. Человек с именем. Проектирование метро – очень узкая специализация. И если руководитель института не понимает специфики работы, то перспектив нет. А если он признанный авторитет в отрасли, как в нашем случае, будут заказы и будет работа. Так что есть у коллектива сегодня есть все основания для оптимизма», - говорит Юрий Градов.
Прошлую атаку на институт, с назначением директора с опытом «после Макдональдса», сотрудники успешно отбили. И уже на всякий случай готовятся к новой. Но в этот раз к коллективу предприятия могут присоединиться и жители Троещины, которых эта подковерная игра чиновников оставит без метро. И тогда этим самым чиновникам будет очень сложно усидеть в своих креслах. Да и общение с прокуратурой станет для них неизбежным.
Работа «Укрметротоннельпроекта» во многом является индикатором ситуации в экономике и инвестиционной привлекательности. Если в стране кризис, то нет крупных инфраструктурных проектов, для подготовки которых нужны профильные специалисты. А если у института появляются заказчики, значит именно в долгие проекты приходят инвесторы. Так что улучшение ситуации на рынке подземного проектирования говорит о том, что кризис пройден. «Главное, что удалось сохранить руководству института, это кадры. Уникальный архив и уникальные специалисты – мы их удерживали всеми правдами и неправдами. Костяк сохранен, а тех, кто все-таки ушел, мы сможем вернуть», - подчеркивает Юрий Градов. Так что кризис закончен, и предприятие готово полноценно работать. В первую очередь в Украине, но есть отдаленные проекты и в Азии. Есть перспективы. Если никто из профильных чиновников не помешает.