Тяжелейшая ситуация в экономике вынуждает новую власть надеяться не только на денежные вливания в виде кредитов Запада, но и возвращение награбленного Януковичем и его подельниками в казну.
Австрия и Швейцария уже объявили о заморозке счетов двух десятков украинских чиновников и политиков, а также начали соответствующие расследования по отмыванию денег. В списки санкций, помимо беглого экс-президента и его старшего сына Александр, попали экс-глава АП Андрей Клюев, бывший генпрокурор Пшонка, а также целый ряд министров и депутатов-регионалов.
Между тем, вне внимания западных институций по финансовому мониторингу пока остается еще одно важное звено павшего режима - владелец компании ВЕТЭК Сергей Курченко.
Заботливо вырощенный в коррупционных лабораториях «Семьи» вундер-олигарх, состояния которого журнал «Корреспондент» в конце прошлого года оценивал в 2, 4 млрд.долларов, находится в бегах. И в регулярно обновляемом рейтинге миллиардеров на сайте «Форбс» Сергея Курченко больше нет.
Поговаривают, что его видели в Беларуси, где местное КГБ настойчиво попросило олигарха «бежать дальше». После этого Курченко якобы «всплыл» в Москве, где у него есть не только элитная недвижимость, но и незакрытые долги перед российскими партнерами. А значит и право рассчитывать на относительную безопасность.
В то же время, Курченко есть из-за чего переживать. Первый заместитель генпрокурора Николай Голомша уже намекнул, что беглого олигарха могут вскоре объявить в розыск, если появятся конкретные доказательства его причастности к экономическим преступлениям. В том, что основания для возбуждения уголовных дел появятся, мало кто сомневается. Благо в брошенном офисе ВЕТЭК осталось достаточно компрометирующих документов, которые просто не успели уничтожить. В частности, на паркинге торгово-развлекательного центра «Арена», где находился главный офис компании Курченко, журналисты нашли целых 30 мешков с уничтоженной документацией.
Впрочем, тучи над скороспелым олигархом начали сгущаться задолго до драматической развязки в Киеве. Об этом свидетельствовали продолжительные метания Курченко по деловым центрам Европы и Америки еще в январе. «Семейный кошелек» буквально не вылазил из самолета, пытаясь уладить проблемы с банковским сектором и контролирующими финансы органами Запада.
Судя по последним публичным сигналам, Курченко пока пытается «закрывать» долги там, где это еще возможно. К примеру, буквально на днях появилась информация о том, что принадлежащий ему Одесский НПЗ будет продан «Роснефти». В данный момент топ-менеджмент распущен, а на самом предприятии проходит проверка по подозрению в контрабанде нефтепродуктов.По информации «Коммерсанта», Курченко понял, что не сможет погасить полученный в ВТБ на покупку НПЗ кредит, и передал актив банку, предварительно договорившись с "Роснефтью ".
Судьба банкирских начинаний Курченко еще более печальна. «Брокбизнесбанк» начал валится еще во время нахождения Януковича при власти. В середине февраля Нацбанк попытался спасти банк, выделив 1 млрд.гривен рефинансирования. Однако уже в конце февраля члены правления в полном составе написали заявление об увольнении, а на корреспондентских счетах не осталось средств. На сегодняшний день в «Брокбизнесбанке» уже введена временная администрация до 2 июня.
Также совершенно непонятной остается ситуация с самой громкой имиджевой покупкой Курченко – футбольным клубом «Металлист». Его попытка прописаться в вип-ложе стадионов рядом с «взрослыми олигархами» закончилась совсем уж бесславно. 24 февраля подал в отставку бессменный в течение многих лет тренер клуба Мирон Маркевич, заявив, что в клубе третий месяц не выплачивают зарплаты, а ситуация остается неконтролируемой.
Сообщение от пресс-службы Курченко о том, что он намерен дальше развивать «Металлист» и даже выплатил все задолженности игрокам и менеджменту клуба, похоже, никого не впечатлили. «Невидимый» президент футбольного клуба в изгнании — это что-то новое.
Формально среди активов Курченко по-прежнему числится один из крупнейших медиа-холдингов страны - UMH. В ноябре владелец ВЕТЭК окончательно закрыл сделку по покупке UMH у предпринимателя Бориса Ложкина, заплатив, по данным «Forbes», впечатляющую сумму в $340 млн. Для выплаты последнего транша ( по некоторым данным, более $100 млн.) Курченко пришлось взять кредит в государственном «Укрэксимбанке».
За время после покупки медиа-холдинга новые владельцы успели основательно наломать дров. Флагманы UMH «Корреспондент» и «Форбс» быстро потеряли свои лучшие кадры, которые ушли, не согласившись со сменой редакционной политики. Позорное падение журналистских стандартов на сайте «Корреспондент» в течении трех месяцев революции с горечью наблюдала вся страна.
Целый ряд непонятных управленческих решений по вопросам функционирования холдинга, а также бегство новоявленного медиа-магната из страны, вполне логично поспособствовало общему падению капитализации компании.
В данный момент UMH, объединяющий полсотни газетных, журнальных, радио- и интернет-брендов находится в подвешенном состоянии. Совершенно неясно, будет ли Курченко и дальше выплачивать кредит Укрэксимбанку. Поэтому не исключено, что холдинг, как и в случае с Одесским НПЗ, уйдет кредитору за долги.
Так же очевидно, что содержать столь внушительный медиа-актив коммерческого направления за деньги государства совершенно невозможно, а значит, от него попытаются быстро избавиться.
В условиях надвигающихся президентских, а в перспективе и парламентских выборов, не вызывает сомнений, что данный актив понадобится целому ряду политических и закулисных игроков в Украине. Остается только понять, кто готов побороться за весь кусок или все же будут его «рвать» по частям.
К примеру, и Ахметов, и Порошенко еще недавно сами участвовали деньгами в ряде проектов Ложкина под брендом UMH. Поэтому не исключено, что оба могут вновь заинтересоваться бесхозными медиа-активами.
Также вполне возможно, что в борьбу за медиа-наследие Курченко включиться Юлия Тимошенко, готовящаяся к президентскому походу, и нуждающаяся в медиа-ресурсах. Уже сейчас бывшая узница Качановки активно принимает дела, перебирая на себя полномочия теневого лидера новой власти. Ее присутствие на заседаниях СНБО является ярким тому подтверждением.
В виду реального (пускай еще и не оформленного должностями) возвращения Тимошенко во власть, как раз национализация медиа-активов Курченко была бы для нее самым простым способом установить над ними контроль. Что, в свою очередь, будет означать невозврат государственных денег в казну. С другой стороны, это покажет насколько Укрэксимбанк готов работать по новым правилам – вне коррупционных схем.
Кроме того, судьба UMH важна для украинской власти и в контексте неослабевающего давления российской агитпропаганды. В последнее время все чаще поднимается вопрос информационной безопасности страны. Будем надеяться, что власть понимает, что оставшиеся без присмотра медиа-активы не должны быть скуплены лояльными к путинской России силами, иначе мы получим еще одно мощное подразделение Дезинформационных войск Кремля.
Именно поэтому с целью недопущения очередного кулуарного передела бесхозного медиа-актива, развитие ситуации с UMH нужно сделать максимально публичной. И мониторить судьбу крупнейшего медиа-холдинга в том числе и с помощью общественных организаций, журналистских профсоюзов и профильных СМИ.